Курцио Малапарте
Ку́рцио Малапа́рте (Curzio Malaparte; настоящие имя и фамилия Курт Эрих Зуккерт, Kurt Erich Suckert) (9.6.1898, Прато – 19.7.1957, Рим), итальянский писатель, драматург, журналист, киносценарист, режиссёр. Писал на итальянском и французском языках.
Учился в колледже Чиконьини (Прато) и в Римском университете «Ла Сапиенца». В Первую мировую войну 1914–1918 гг. в 16 лет ушёл добврольцем на фронт. В 1918–1920 гг. находился на дипломатической службе; занимался журналистикой. С 1920 г. член фашистской партии, в 1920-е гг. один из идеологов фашизма; участник «Похода на Рим» 1922 г.
В 1926 г. вместе с М. Бонтемпелли основал литературный журнал «900». Печатался как поэт с 1912 г. Первое прозаическое сочинение – роман-эссе «Да здравствует Капоретто!» («Viva Caporetto!», 1921).
В 1929 и 1956 гг. посещал Россию. Впечатления от путешествий отразились в эссе «Интеллект Ленина» («Intelligenza di Lenin», 1930), «Дедушка Ленин» («Le bonhomme Lénine», 1932) и путевых записках «Я в Китае и в России» («Io in Cina e in Russia», 1958).
За публикацию эссе «Техника государственного переворота» («Technique du coup d'État», 1931; итальянский перевод 1948, русский перевод 1988), где Курцио Малапарте в сатирическом ключе изобразил А. Гитлера и Б. Муссолини и назвал В. И. Ленина «стратегом большевистской революции», был арестован и изгнан из партии. До 1938 г. находился в ссылке в Липари.
В 1941–1942 гг. корреспондент газеты Corriere della sera на Восточном фронте. Был отстранён от работы за сочувственный тон по отношению к противнику. В 1942 г. отказался от фашистских убеждений.
В 1947–1949 гг. жил в Париже. Незадолго до смерти в 1957 г. вступил в Коммунистическую партию Италии.
В прозе Курцио Малапарте ощущается влияние экспрессионизма: антифашистский роман-сатира «Капут» («Kaputt», 1944, русский перевод 1990); социально-критический роман об освобождении Италии и первых послевоенных годах «Шкура» («La Pelle», 1949, русский перевод 2005; экранизация Л. Кавани, 1981).
Среди других сочинений: сборник сатирических стихотворений «Архиитальянец» («L’arcitaliano», 1928), сборник автобиографических рассказов «Женщина как я» («Donna come me», 1940), биографические драмы «В сторону Пруста» («Du côté de chez Proust», 1948) и «Капитал» («Das Kapital», 1949), антибуржуазный роман-эссе «Проклятые тосканцы» («Maledetti toscani», 1956).
В 1951 г. по собственному сценарию снял фильм «Запретный Христос» («Cristo proibito»; приз «Серебряный медведь» на 1-м Берлинском кинофестивале, 1951).