Крассе Матали
Крассе́ Матали́ (Matali Crasset; Натали Жермена Крассе, Nathalie Germaine Crasset) (род. 28.7.1965, Шалон-ан-Шампань, департамент Марна), французский промышленный дизайнер.
Изучала маркетинг в Университетском технологическом институте в Труа, затем училась в Национальной высшей школе промышленного дизайна в Париже (окончила в 1991). В 1992 г. работала с дизайнером Д. Сантакьярой в Милане, в 1993 г. вернулась в Париж, где сотрудничала с Ф. Старком, на тот момент арт-директором компании по производству бытовой электроники Thomson Multimedia. В 1994–1997 гг. Крассе руководила дизайнерским центром Tim Thom, принадлежавшем этой фирме.
В 1998 г. открыла собственное дизайнерское бюро Matali Crasset Productions и представила свою программную работу «Когда Джим приезжает в Париж» (1995, производство Domeau & Pérès) – сворачивающийся в прямоугольный «столбик» (длина и ширина 35 см, высота 2 м) матрас с основой/чехлом, светильником и будильником. Крассе отталкивалась от того, что в парижских квартирах часто нет места для обустройства спальни для гостей, в то время как предложенное ею спальное место компактно, легко в использовании и позволяет проявить гостеприимство «здесь и сейчас». Сквозная тема её последующих проектов – создание новых сценариев для повседневной жизни. Крассе интересует не столько эстетический аспект дизайна, сколько возможность изменять привычный быт людей при помощи простых и оригинальных предметов, чьи назначение и функции не определены заранее. Антрополог М. Оже называет её работы «антропологическим дизайном» (Matali Crasset). Он также отмечает, что они придают обыденному пространству утопический характер, превращая его одновременно в «укрытое и открытое, функциональное и поэтическое, личное и коллективное» место (Augé. 2006). На Крассе оказали влияние художник Б. Мунари, дизайнеры Н. Дитцель и Джо Коломбо, писатель Ж. Перек, философы Г. Башляр и М. Фуко.
Создаёт мебель, посуду, светильники и другие предметы быта. Среди её работ – коллекция складывающихся наподобие оригами чашек и корзин из т. н. регенерированной кожи «O-Re-Gami» (2009); кресло и пуфик с обнажённой конструкцией из берёзовой фанеры «Когда Джим расслабляется» (2010); стул «Двухсторонний», спинка которого откидывается назад, превращаясь в крышку рабочего стола (2011); конструктор «Self-Made Seat» (2015), из которого можно собрать трёхместный диван или сделать несколько пуфов; монолитный стол из бетона «One Piece» (2015).
Крассе сотрудничает с производителями Campeggi, Domeau & Pérès, Plust, Alessi, Artemide, Le Buisson и др. Также работает с массовыми брендами: переносной светильник «PS 2017 Light» для IKEA (2016), текстильная коллекция «Twist la Vie» для Carrefour (2017). По заказу Б. Макрон, супруги французского президента Э. Макрона, изготовила письменный стол для её рабочего кабинета в Елисейском дворце в Париже (2017).
Персональные выставки Крассе прошли в галерее «Ганди» в Праге (с 2005 в Братиславе): для экспозиции «Sunic» дизайнер разработала флакон для духов, напоминающий торшер с ярко горящей жёлтой лампой (2002), для выставки «In Vino Veritas» представила сосуды, иронично обыгрывающие архетипическую форму винной бутылки (2008). Для галереи MICA в Сен-Грегуаре, в Бретани, придумала стол «Espace Sonirique» с кожаным аксессуаром, похожим на рупор граммофона и создающим ограждённое интимное пространство для работы (2019).
Крассе интересуют тема ручного труда в эпоху глобализации и налаживание социальных связей, поэтому она уделяет особое внимание сотрудничеству с ремесленниками и традиционными сообществами. В г. Булавайо, в Зимбабве, она провела воркшоп совместно с мастерицей плетения корзин и женщинами из социального центра Bulawayo Home Industries: его итогом стала коллекция плетёных предметов «Семья тыквы» (2014–2015); название отсылает к традиционной корзине в форме калебаса. Совместно с токарем Ф. Юэ она разработала «Деревенский стул» (2019), выполненный из древесины, характерной для департамента Мёз на северо-востоке Франции. Крассе также создала текстильную коллекцию по случаю столетнего юбилея мастерской Tissage Moutet, специализирующейся на жаккардовом плетении (2019).
Экспериментальные интерьеры, оформленные Крассе, предлагают задуматься над традиционным набором мебели в доме и её использовании. В отеле «Хай Матик» (Hi Matic) в Париже (2011) номера решены как каюты, где вместо стандартного набора мебели имеется многофункциональный гарнитур, адаптирующийся под нужды постояльцев. В ходе строительства экоотеля «Дар Хай» (Dar Hi) в г. Нефта, в Тунисе (2013), похожего на цитадель в пустыне, была организована мастерская Palm Lab для развития традиционных ремёсел и создания местными мастерами дизайнерских предметов, в том числе из древесины пальмы и абрикоса, которые затем стали частью обстановки отеля (2012). Крассе спроектировала компактные и экологичные гостевые «Дома Сильвестра» в центре современного искусства Vent des Forêts в департаменте Мёз (2012–2013). Она также оформила парижские апартаменты основателя ювелирной компании Le Buisson М. Монори «Радуга и роща» (2020): ширма радужных цветов позволяет зонировать пространство разными способами, так что в квартире могут проходить презентации ювелирных коллекций.
Работала над интерьерами образовательных учреждений: кафетерий в Орлеанском университете (2013), продуктовый магазин в Тулузском университете (2013), образовательный центр в Лицее Ф. Рабле в нормандской коммуне Иф (2014). Создала дизайн выставки «The Velvet Underground New York Extravaganza» в здании Парижской филармонии (2016; о группе Velvet Underground) и сценографию концерта П. Лапуанта «Любовь, наслаждения и орга́ны» на фестивале Les FrancoFolies de Montréal в концертном зале «Монреальский симфонический дом» (2017). Разработала прототип газетного киоска «Mediakiosk», первый экземпляр которого был установлен на площади Плас-Виктор-э-Элен-Баш в Париже (2017); на начало 2020-х гг. несколько сотен таких сооружений размещено в Париже и других городах Франции.
Крассе посвящён документальный фильм «Матали Крассе, дизайн игровой и политический» («Matali Crasset, le design ludique et politique», 2019, режиссёр Р. Батто).
Кавалер Национального ордена «За заслуги» (2008), кавалер ордена Почётного легиона (2017), командор ордена Искусств и литературы (2018).