Кота-Бату
Кота-Бату. В современном округе Бруней-Муара, примерно в 5 км к юго-востоку от центра Бандар-Сери-Бегавана на берегу реки Бруней, вблизи Брунейского залива расположена столица средневекового Брунейского султаната Кота-Бату (малайск. Kota Batu, буквально – каменная крепость). Как показывают археологические, лингвистические и письменные данные (Shariffuddin P. M. A possible example of ancient Brunei script / P. M. Shariffuddin, R. Nicholl // Brunei Museum Journal. 1975. Vol. 3, № 3. P. 116–122 ; Nicholl R. A study of the origins of Brunei // Brunei Museum Journal. 1990. Vol. 7, № 2. P. 20–31; Da-Sheng C. A Brunei sultan in the early 14th century: study of an arabic gravestone // Journal of Southeast Asian Studies. 1992. Vol. 23, № 1. P. 1–13; Heng D. T. S. Sino-Malay trade and diplomacy from the tenth through the fourteenth century. Athens, 2009; Druce S. C. The ‘birth’ of Brunei: Early polities of the northwest coast of Borneo and the origins of Brunei, tenth to mid-fourteenth centuries // Brunei : history, Islam, society and contemporary issues. London, 2016. P. 21–44; Orillaneda B. Of ships and shipping: the maritime archaeology of fifteenth century CE Southeast Asia // Early navigation in the Asia-Pacific region : a maritime archaeological perspective. Singapore, 2016. P. 29–57), в том числе информация из китайских и арабских источников (Tibbetts G. R. A Study of the Arabic texts containing material on South-East Asia. Leiden, 1979; Kurz J. L. Boni in Chinese sources from the tenth to the eighteenth century // International Journal of Asia-Pacific Studies. 2014. Vol. 10, № 1. P. 1–32), поселения в приморской зоне северо-западного Борнео, в том числе и в этом районе, существовали уже в 1-м тыс. н. э. Однако только начиная с 10 в. они постепенно включались в международную торговую сеть азиатского региона, и к середине 14 в. Кота-Бату стал столицей крупного государственного образования на северо-западном побережье о. Калимантан (Борнео). В ряде китайских хроник 10–14 вв. встречается топоним Бони (Пони или Бурни), который ряд учёных идентифицирует с северным побережьем Борнео, включая и территорию Брунея. О связях брунейского государства с Китаем свидетельствует несколько каменных надгробий, привезённых из крупного торгового города Цюаньчжоу. Самое раннее из них – гранитная надгробная плита мастера Пу, которая, согласно выгравированной на ней иероглифической надписи, была сделана примерно в 1264 г. в Цюаньчжоу.
Во время первых археологических раскопок, проведённых в Кота-Бату в 1952–1953 гг. под руководством британского исследователя Т. Харриссона, обнаружено множество фрагментов и ряд целых китайских керамических изделий. Незначительное их количество относится к периодам Сун (960–1279) и Юань (1271–1368), бóльшая часть – это минский фарфор 14–16 вв. с росписью кобальтом или, реже, эмалевыми красками. Среди находок также – китайские медные монеты, тайская и вьетнамская керамика 15–17 вв., стеклянные бусы и другие предметы, свидетельствующие о широких торговых связях Брунея в 13–17 вв. Важным археологическим открытием было обнаружение каменных фундаментов крепостной стены, окружавшей центральную часть города и давшей ему название. Традиционно считается, что эта крепость, дворцовые и религиозные строения были возведены в правление султана Шарифа Али (правил в 1425–1432/1433).
«Золотым веком» брунейской культуры называют период правления пятого султана – Болкиаха (около 1485 – около 1524), подчинившего своей власти значительные территории северной части о. Борнео, архипелага Сулу и Филиппин. Найденные в Кота-Бату и его окрестностях разнообразные предметы – детали морских судов и лодок, резные украшения жилищ, кинжалы крисы, литые пушки (которым даже давали имена, например «Драконья пушка»), гонги, чеканные монеты, медная посуда, серебряные ювелирные изделия – свидетельствуют о процветании в султанате мореплавания, военного и оружейного дела, искусства литья, чеканки, резьбы по дереву и других ремёсел. Посетивший в 1521 г. город А. Пигафетта, участник экспедиции Ф. Магеллана, описал богатое убранство султанского дворца с шёлковыми и вышитыми занавесями, коврами, фарфоровой посудой, серебряными канделябрами, пушками у входа и т. д. Упомянул он и традицию строительства деревянных свайных домов в прибрежных речных водах (Пигафетта А. Путешествие Магеллана. Москва, 1950. С. 104–105). О главной столичной мечети, построенной предположительно в 1-й половине 16 в., упоминают испанские источники, посвящённые испанскому вторжению 1578 г. в Бруней под руководством губернатора Филиппин Ф. де Санде. Это было стоявшее на воде большое здание с пятиярусной крышей, оказавшееся в ходе конфликта сожжённым [Carroll J. S. Francisco de Sande's invasion of Brunei in 1578: an anonymous Spanish account // Brunei Museum Journal. 1986. Vol. 6(2). P. 47–71; Nicholl R. A note on the Brunei Mosque of 1578 // Brunei Museum Journal. 1986. Vol. 6(2). P. 44–46]. После гражданской войны 1660–1673 гг. Кота-Бату пришёл в упадок и большинство его обитателей переселились выше по реке Бруней в Кампонг-Айер – «водную деревню», ставшую центральным столичным районом султаната.
Возрождение Кота-Бату как исторического центра Брунея началось только во 2-й половине 20 в., особенно быстрыми темпами – после провозглашения в 1984 г. полной независимости страны. 1986 г. знаменовал начало нового этапа археологических исследований, продолжающихся и в 21 в. В память о султане Шарифе Али в этом же году в Кота-Бату были построены мечеть, носящая его имя, и мавзолей, где предположительно находится его захоронение. Небольшая каменная могильная плита с остроконечным завершением (время установки её точно неизвестно) выполнена в классическом стиле мусульманских надгробных памятников. В ней вырезана ниша, символизирующая михраб, с надписью на джави, в которой упомянуто имя султана Али. Плита поставлена в центре открытого шестиколонного павильона, второй ярус которого увенчан большим луковичным гранёным куполом, покрытым золотистыми металлическими пластинами. Мавзолей окружает низкая деревянная ограда с белыми фигурными балясинами и высокими квадратными столбами на углах, украшенными маленькими куполами. Недалеко расположен другой мавзолей (2-я половина 1980-х гг.) – такой же открытый павильон на восьми колоннах с трёхлопастными арками и золотым куполом, вмещающий захоронение султана Болкиаха. Каменный прямоугольный саркофаг с двумя вертикально поставленными по торцам плитами возвышается на трёхъярусном пьедестале. Почти вся его поверхность покрыта тонкой орнаментальной резьбой и каллиграфическими надписями (на джави и арабском). Мавзолей заключён в фигурную ограду (около 26 × 25,5 м), внутри которой расположены другие старые мусульманские захоронения, в том числе могила молодой жены Болкиаха, покончившей с собой после смерти султана. За внешним ограждением найдены вырезанные из песчаника базы оригинальных колонн мавзолея (диаметром 52 см).
В 2015 г. в Кота-Бату открыт Археологический парк (48,6 га). Все места раскопок, находящиеся в пересечённой местности, соединены пешеходными дорожками, лестницами, мостиками, над остатками крепости возведено перекрытие с двухъярусным обходом. Из парка дороги ведут к трём крупным музеям Кота-Бату: Музей Брунея, Музей техники малайцев и Морской музей Брунея-Даруссалама (2006–2008, открыт для публики в 2015), построенный в виде корабля: в его собрании наибольший интерес представляет коллекция из более чем 13 тыс. предметов, найденных в 1997 г. примерно в 32 морских милях от берега Брунея на затонувшем в начале 16 в. китайском торговом судне.