Кот-Диджи
Кот-Диджи́ (کوٹ ڈیجی), остатки города середины 3-го – середины 2-го тыс. до н. э. на восточном берегу реки Инд (ныне провинция Синд, Пакистан), региональный центр хараппской цивилизации, расположенный в 40 км к востоку от Мохенджо-Даро. Раскопки Ф. А. Хана в 1955–1957 гг. Выделено 2 периода: Кот-Диджи I – дохараппский (слои с 16-го по 4-й, мощность около 5 м), Кот-Диджи II – «зрелая» фаза хараппской цивилизации (слои с 3-го по 1-й, мощность 4,5 м), переходный слой 3 А, перерыв в заселении после слоя 4.
Постройки Кот-Диджи I – глинобитные или из сырцовых кирпичей (38 × 19 × 9 см, типичных хараппских пропорций), часто на каменном фундаменте, планировка неясна, стены (до 1,5 м толщиной) ориентированы по линии север – юг. Поселение защищала крепостная стена (высота около 4,5 м) с башнями, сооружённая на скале; нижняя часть стены из неотёсанных каменных блоков, верхняя – из сырцовых кирпичей с дополнительной облицовкой внешней поверхности сырцовыми кирпичами. Внутренняя сторона опиралась на ряды горизонтальной каменной кладки в основании стены, имела наклон внутрь в 8,5° и между башен была укреплена каменной облицовкой. Керамика Кот-Диджи I сделана на гончарном круге, в основном лучшей выделки, чем посуда Кот-Диджи II, которая более толстостенна и груба. В нижних слоях Кот-Диджи I роспись (красными, коричневыми, чёрными горизонтальными лентами, волнистыми линиями, петлями по кремовому ангобу) немногочисленна; в верхних слоях она более разнообразна, появляются пересекающиеся круги, петли, образующие орнамент «рыбьей чешуи», – элементы, характерные для «зрелой» Хараппы. Высокие кубки, блюда на ножке (короче, чем в хараппское время), округлые сосуды с коротким отогнутым венчиком или с бортиком по краю венчика для удержания крышки продолжают бытовать и в Кот-Диджи II, где преобладают кувшины с S-образным профилем и цилиндрические сосуды с перфорированными стенками («курильницы»), характерные для «зрелой» Хараппы. Уникален сосуд реповидной формы с короткой шейкой и плоским дном, с росписью по тёмно-коричневому ангобу: антропоморфную личину (глаза с чёрными зрачками, белый нос, две косички) венчают рога самца буйвола, внутри завитков которых нарисованы 2 шестилепестковых цветка (чёрный контур, заполненный белой краской). Поперечные белые линзочки на чёрных рогах указывают на пол животного и его возраст – 16 лет. Мотив «рогатого божества» широко распространён в прехараппское время (Бурзахом, Гумла, Леван) и, возможно, был прототипом рогатых божеств на печатях «зрелой» Хараппы. Белая краска в росписи – отличительная черта прехараппской керамики во всех культурах долин Инда и Гхаггара. В Кот-Диджи I найдены длинные кремнёвые ножевидные пластины, иногда с ретушью, листовидные наконечники стрел, каменные зернотёрки, песты, фрагмент бронзового браслета, бусы и браслеты из раковин, глиняные «хлебцы» – характерный признак «зрелой» Хараппы. Отсутствуют статуэтки людей, найден лишь глиняный бычок с мощной мордой и большими глазами. Кот-Диджи I было перекрыто слоями золы и обожжённой земли.
Крепости Кот-Диджи I, Амри, Балакота на территории Синда, объединяемые в культуру Кот-Диджи, свидетельствуют о постепенной эволюции прехараппской культуры в «зрелую» хараппскую. Прямоугольная планировка, облицовка стен, пропорции кирпича свидетельствуют о влиянии ранней хараппской культуры. В других частях Индостана укрепления прехараппских культур (Банавали, Дхолавира, Калибанган, Лотхал, Суркотада и др.) отличаются от «зрелых» хараппских. Перерыв между слоями Кот-Диджи I и «зрелой» Хараппы, как и в Амри, Гумле, Наушаро, позволяет говорить о военных столкновениях между аборигенами и хараппскими захватчиками. Постройки Кот-Диджи II сохранились плохо, но формы и мотивы росписи керамики, квадратная печать с изображением быка, бронзовые топор, долото, наконечники стрел, браслеты, кольца, терракотовые колёсики и части повозок, шары для пращи, «хлебцы», браслеты и кольца из раковин и другие находки свидетельствуют о пребывании в Кот-Диджи II хараппцев.