Клейнман Артур
Кле́йнман Арту́р (Arthur Kleinman) (род. 11.3.1941, Нью-Йорк), американский медицинский антрополог, врач-психиатр. Внёс вклад в развитие новой, кросскультурной психиатрии, а также социальной теории здравоохранения, концепций взаимоотношений врача и пациента, болезни, страдания, концепции медицинского плюрализма.
В 1962 г. получил степени бакалавра искусств и в 1967 г. – доктора медицины в Стэнфордском университете. В 1967–1968 гг. прошёл интернатуру по внутренней медицине в Йеле, в 1968–1970 гг. стажировался при Национальном институте аллергии и инфекционных болезней Национальных институтов здоровья, в 1969–1970 гг. прошёл службу в качестве медицинского работника в составе Службы общественного здравоохранения США на Тайване, в 1970–1972 гг. стажировался при кафедре истории науки в Гарвардском университете, в 1972–1975 гг. прошёл резидентуру по кафедре психиатрии при общей больнице Гарвардской медицинской школы. В 1974 г. Клейнман получил степень магистра искусств по социальной антропологии в Гарварде. Его профессиональная карьера в США связана с двумя университетами. В Вашингтонском университете в Сиэтле он совмещал позиции научного сотрудника программы по изучению китайской культуры в Школе международных исследований (1976–1982), ассоциированного профессора кафедры психиатрии (1976–1979) и помощника ассоциированного профессора кафедры антропологии (1976–1979). Также руководитель отделений культурной психиатрии и психиатрического консультирования при кафедре психиатрии Медицинской школы (1976–1982) и профессор кафедры психиатрии (1979–1982) Вашингтонского университета. В Гарвардском университете лектор на кафедре антропологии Гарвардского университета (1975–1976), клинический инструктор кафедры психиатрии в общей больнице Массачусетса (1975–1976), редактор журнала Culture, Medicine and Psychiatry (1976–1986), заведующий отделом медицинской антропологии в Музее Пибоди (с 1982), профессор (1982–2002) и заведующий кафедрой антропологии (2004–2007) Гарвардского университета, заведующий кафедрой социальной медицины (1991–2000) и профессор медицинской антропологии (1993–2002) Гарвардской медицинской школы. С 1999 профессор социальной антропологии и профессор социальной медицины в Гарварде, с 2008 г. директор Азиатского центра Гарвардского университета, с 1982 г. профессор кафедры психиатрии Кембриджской больницы в Бостоне, с 2004 г. старший медицинский антрополог отделения глобального здравоохранения и социального равенства при кафедре медицины внутренних болезней женской больницы Бригема (Бостон).
Один из корифеев американской медицинской антропологии. Под его руководством подготовлено более 65 диссертаций по медицине и социальным наукам, более 200 исследований уровня постдоков. Получил более 50 грантов для проведения научных исследований в США и Китае. Наиболее значимые для Клейнмана научные проблемы – социокультурная обусловленность психических расстройств, социальные аспекты страдания, различие медицинских культур Запада и Востока, болезнь как социальная стигма.
Наиболее значимые работы: «Пациенты и врачеватели в контексте культуры: исследование пограничной зоны между антропологией, медициной и психиатрией» (Kleinman. 1980), «Социальное происхождение хронических стрессов и болезней: депрессия, неврастения и боль в современном Китае» (Kleinman. 1986), «Рассказы о болезни: страдание, врачевание и человеческое состояние» (Kleinman. 1988), «Что действительно имеет значение: жить нравственной жизнью в условиях неопределённости и опасности» (Kleinman. 2006).
Работа Клейнмана на Тайване привила ему интерес к китайской культуре и стала отправной точкой для многих теоретических и практических инноваций. Клейнман сумел не только собрать большое количество полевого материала, но и выработать оригинальный взгляд на культуру США. Во 2-й половине 1970-х гг. Клейнман занимался разработкой теоретических основ медицинской антропологии, понимая её как интердисциплинарную форму знания, позволяющую перенести идеи и положения социальной теории в клиническую медицину и способную помочь западным врачам преодолеть этноцентризм своей дисциплины. Клейнман трактовал медицинскую антропологию как «клиническую социальную науку» (Eisenberg. 1981), важную для медицинского образования. Разработал новую модель отношений между врачом и пациентом, исходящую из того, что у каждого из них имеется собственная «объяснительная модель» для здоровья и болезни, а их взаимодействие происходит на границе двух символических миров (клинических реальностей), связанных между собой ситуативно. Конкретные рекомендации Клейнмана в рамках «клинического управления болезнью» предполагали, что врач задаёт своему пациенту ряд вопросов, позволяющих выявить его собственные представления по поводу своего состояния: «Что вы думаете о причинах Вашей проблемы?», «Как Вы думаете, почему это началось именно тогда?», «Как Ваша болезнь воздействует на Вас? Как именно это происходит?», «Насколько серьёзна Ваша болезнь? Будет ли она долгой или непродолжительной?», «Как Вы думаете, какое лечение Вам необходимо?» (Kleinman. 1978. P. 256). Согласно Клейнману, усвоение врачом точки зрения пациента помогает достичь взаимопонимания и получить согласие на лечение со стороны пациента.
На рубеже 1970–1980-х гг. Клейнман обратился к разработке новой кросскультурной психиатрии, утверждая, что все прежние культурно ориентированные традиции западной психиатрии неэффективны. Показал, что популярный в западных странах диагноз «депрессия» совершенно не востребован среди китайских специалистов, которые предпочитают диагностировать у своих пациентов «неврастению» и «соматоформные расстройства». На примере изучения депрессии пришёл к выводу, что медицинские диагнозы могут быть социально обусловленными и выражают господствующую в конкретной культуре точку зрения на причины болезни и способы её лечения. Согласно Клейнману, в КНР в 1960-х и 1970-х гг. имела место социальная стигматизация психических расстройств, поэтому большинство врачей и пациентов предпочитали обсуждать проблемы психического здоровья, используя язык соматических метафор. В связи с этим Клейнман пришёл к выводу, что западным психиатрам следует отказаться от картезианской модели мышления, которая разделяет психическое и соматическое измерение болезни, что ведёт к исчезновению из их поля зрения реальных проблем пациента. По его убеждению, психиатрия должна научиться у антропологии тому, что культура не только формирует болезнь как опыт, но и формирует сам способ, которым мы воспринимаем болезнь. Необходимо осуществлять систематический анализ и сопоставление релевантных категорий болезни до изучения феномена болезни. Модель новой кросскультурной психиатрии была предложена Клейнманом в ходе развернувшихся среди американских психиатров дискуссий о том, как должна строиться их дисциплина в новых условиях. Идеи Клейнмана о культурной обусловленности психиатрического знания и психических расстройств нашли применение в рамках 5-го издания «Руководства по диагностике и статистике психических расстройств» (2013).
Клейнман также развил концепцию, согласно которой всякий тип медицинской практики является культурно обусловленным, и, следовательно, в рамках «терапевтического процесса» применяются не только медицинские знания и технологии, но и культурный ресурс. Он выделил целый ряд культурно обусловленных систем заботы о здоровье, в том числе профессионализированные (западная биомедицина и китайская традиционная медицина), популярные (медицина травников, костоправов, духовных врачевателей и т. д.) и семейные (практики самопомощи и помощи со стороны членов семьи). В современных обществах в связи с возрастанием социальной дифференциации могут усиливаться конфликты между приверженцами разных представлений о здоровье и болезни, поэтому улучшение коммуникации между врачами и пациентами, между представителями разных систем заботы о здоровье является важной социальной задачей, решение же её является делом социальных наук.
В начале 1980-х гг. Клейнман сделал предметом своего изучения современную западную медицину (биомедицину), предложив понимать её как особую форму медицинской культуры. Он показал, что биомедицина является не только совокупностью особых знаний, но системой культурно обусловленных представлений, ценностей, ритуалов и символов, которые разделяют члены профессионального медицинского («биомедицинского») сообщества. Ей присущи специфический монотеизм (вера в природу), особый моральный порядок (нетерпимость к еретическим точкам зрения), редукционизм мышления (сведение болезни к биологическим основаниям и отказ от идеи страдания в пользу идеи заболевания/патологии), а также тенденции к бюрократизации, коммерциализации и т. д. (Kleinman. 1995. P. 27–40).
Во 2-й половине 1980-х гг., исследуя различия между популярными и профессиональными представлениями о болезни, Клейнман обратился к проблеме социальных истоков хронических стрессов и болезней и предложил рассматривать боль и страдание как особые формы морального опыта. Это привело его к разработке новой формы научной работы – коллекционирования пациентских историй (нарративов), которые он предложил толковать как моральные повествования, где на первый план выходят не симптомы болезни, а личностное начало и точка зрения самого пациента. Он показал, что в своей содержательной части повествования пациентов об их страдании чаще содержат не призывы о помощи, а сообщения об угрызениях совести и сожалении в связи с переживаемым состоянием. Считал, что практика собирания пациентских историй имеет как научную, так и терапевтическую ценность.
Впоследствии в научной работе Клейнмана наблюдался всё больший интерес к социальной проблематике. Он стал одним из первых исследователей в области социальной теории страдания. Им были выделены такие формы страдания, как «непредвиденные несчастья» (тяжёлые формы острых болезней), «рутинные формы страдания» (хронические болезни и смерть, депривация и эксплуатация, а также унижение и подавление, которым подвергаются определённые категории людей – бедные, побеждённые, поражённые в правах – и те, кто зависит от них), «страдания, проистекающие из экстремальных форм человеческого существования» (выживание в условиях Холокоста, атомного взрыва или геноцида) (Kleinman. 1991. P. 280). Социальная природа страданий характеризуется их встроенностью в живую ткань человеческих отношений. Страдания могут различаться по масштабам и продолжительности и всегда связаны с определёнными событиями, спецификой разных стран и социальных групп.
Удостоен многочисленных наград и медалей Американской ассоциации антропологов, Общества медицинской антропологии, Британского королевского антропологического общества, университетов США, Канады, Великобритании и Китая.