Кюзан Поль
Кюза́н Поль (Paul Cuzent) (1814–1856), французский цирковой наездник, антрепренёр, дрессировщик, режиссёр, педагог.
Из семьи цирковых артистов. С 1834 г. в парижском цирке Франконии; прославился как постановщик уникального конного номера «Римские игры», с тех пор сохраняющегося в репертуаре мирового цирка. С 1845 г. в труппе Ж. Лежара, с которой в 1846 г. приехал в Санкт-Петербург. В 1847–1850 гг. руководил казённой цирковой труппой, образованной в столице Дирекцией Императорских театров из иностранных гастролёров. В 1850 г. поставил первую в российском цирке конно-батальную пантомиму «Блокада Ахты» (в основе сюжета – эпизод героической защиты русской крепости, осаждённой горцами Шамиля). Среди других постановок: «Архип Осипов», «Остров амазонок», «Жако, или Бразильская обезьяна». Для каждого спектакля Кюзан находил стилистический и музыкальный образ (сочинял музыку к собственным постановкам), создавал целостное драматическое действо, органично соединяя сюжет, детально разработанные батальные сцены и традиционные конные номера: манёвр с лентами, вольтиж и др. Его артисты составляли единый цирковой ансамбль. По указу императора Николая I с 1847 г. Кюзан обучал цирковому искусству верховой езды воспитанников Санкт-Петербургского театрального училища, где специально был организован цирковой класс для подготовки отечественных артистов на смену иностранцам.