Х-35УЭ (тактическая противокорабельная ракета)
Х-35УЭ, тактическая противокорабельная ракета в экспортном исполнении, дальнейшее развитие ракеты Х-35Э. Предназначена для поражения боевых (десантных) надводных кораблей и транспортных судов в составе ударных групп (конвоев) или следующих одиночно. Поражает корабли водоизмещением до 5000 т. При атаке роем возможно выведение из строя авианесущего корабля. Применяется также по радиоконтрастным и нерадиоконтрастным (с использованием спутниковой навигации ГЛОНАСС и GPS) наземным целям.
Оснащена элементами искусственного интеллекта, способна изменять траекторию полёта для преодоления современных комплексов и систем противовоздушной (ПВО) и противоракетной (ПРО) обороны. Используется в любых метеорологических условиях при волнении моря до 6 баллов. Наименование по кодификации НАТО – AS-20 Kayak (с англ. kayak – каяк).
Разработка и принятие на вооружение
Разработчик ракеты Х-35Э – проектно-конструкторское бюро головного предприятия корпорации «Тактическое ракетное вооружение» (до 1994 опытно-конструкторское бюро «Звезда», с 1994 по 1995 в составе государственного унитарного предприятия «Звезда-Стрела», с 1995 по 2002 в составе Государственного научно-производственного центра «Звезда-Стрела»). Первый вариант ракеты был представлен в августе 2009 г. на Международном авиационно-космическом салоне (г. Жуковский). Принята на вооружение в 2013 г.
Особенности
Главная особенность ракеты – унификация по носителям: помимо самолётного базирования (Х-35УЭ) ракета выпускается в вариантах вертолётного (Х-35УЭВ) и корабельного (берегового) (Х-35УЭК) базирования.
Ракета оснащена радиолокационной головкой самонаведения (ГСН) – активной У-502Э или активно-пассивной «Грань-КЭ»; бесплатформенной инерциальной системой наведения с аппаратурой спутниковой навигации (ГЛОНАСС и/или GPS), осколочно-фугасной боевой частью проникающего типа с контактным взрывательным устройством, маршевым двухконтурным турбореактивным многорежимным двигателем одноразового применения и стартовым двигателем твёрдого топлива (РДТТ), который применяется с ракетами, запускаемыми с береговых и корабельных ракетных комплексов. В авиационном варианте РДТТ отсутствует.
Комбинированная система наведения характеризуется повышенной точностью и помехоустойчивостью.
После старта ракета способна разворачиваться на 260° (±130°), в полёте возможно изменение маршрута до 8 раз. На траектории полёта ракета может осуществлять манёвры «горка», повторный заход на цель, выход в заданную точку в заданное время с заданного направления, изменение направления полёта.
Тактико-технические характеристики
Эксплуатация ракет обеспечивается комплексом «Ока-Э-1» для подготовки ракет самолётного и вертолётного базирования; а также комплексом наземного оборудования для подготовки ракет берегового и корабельного базирования.
Тактико-технические характеристики ракеты Х-35УЭ
Характеристика | Значение |
Габариты, м |
|
Стартовая масса, кг | 530/550* |
Масса боевой части, кг | 145 |
Диапазон высот пуска*, км | 0,2–10,0 |
Диапазон дальности пуска, км | 7–260 |
Максимальная дальность обнаружения и захвата цели ГСН ракеты, км | 50 |
Высота полёта над гребнями волн, м |
|
Скорость полёта, км/ч | до 1080 |
Максимальный угол послестартового разворота и разворота на каждом пункте перемены маршрута, ° | ±130° |
Боевая часть | Осколочно-фугасная проникающего типа |
Взрывательное устройство | Контактное |
Система наведения | Бесплатформенная инерциальная + спутниковая навигационная система + активно-пассивная радиолокационная ГСН |
Реализуемые манёвры ракеты на траектории полёта | «Горка» Повторный заход на цель Выход в заданную точку в заданное время с заданного направления Изменение направления полёта |
* В авиационном варианте.
Боевое применение
С августа 2023 г. ракеты Х-35УЭ успешно применяются Вооружёнными Силами Российской Федерации в зоне Специальной военной операции на территории Украины.