Камарго Мари-Анн
Камарго́ Мари́-Анн [Marie-Anne Camargo; настоящая фамилия де Кюпис (Кюпи) де Камарго, de Cupis (Cuppi) de Camargo] (15.4.1710, Брюссель – 28.4.1770, Париж), французская артистка балета.
Дочь скрипача, учителя танцев. В 1720 г. дебютировала в брюссельском театре «Ла Монне». Затем обучалась в Париже у Ф. Прево, по возвращении в Брюссель заняла положение прима-балерины. Позднее выступала в Руане.
В Королевской академии музыки (ныне Парижская опера) дебютировала 5 мая 1726 г. в бессюжетном балете «Характеры танца» Ж.-Ф. Ребеля (танцевальная сюита: куранта, менуэт, бурре, чакона, сарабанда, жига, ригодон, паспье, гавот, лур и мюзет). Брала уроки у знаменитых педагогов: М. Блонди, Г. Л. Пекура и Л. Дюпре.
Вскоре выдвинулась в число наиболее знаменитых танцовщиц своего времени, соперничая с М. Салле. Исполняла танцевальные партии в постановках опер: «Аякс» Т. Бертена, «Преображённые любовные страсти» Л. Т. Буржуа, «Любовь богов» Ж.-Ж. Муре, «Тарсис и Зели» Ребеля и Ф. Франкёра; балетные антре в музыкальных трагедиях Ж.-Б. Люлли – «Роланд», «Альцеста, или Триумф Алкида», «Беллерофон», «Тезей», «Фаэтон», «Амадис», «Изида» и др.
В конце 1734 – начале 1735 гг. оставила театр. В 1739 г. получила французское гражданство. В 1740 г. вернулась на придворную сцену и вскоре заняла место первой танцовщицы. Выступала в постановках опер-балетов, лирических трагедий и героических пасторалей Ж.-Ф. Рамо: «Галантная Индия», «Празднества Полимнии», «Храм Славы», «Празднества Гебы, или Лирические дарования», «Празднества Гименея и Амура», «Заис», «Зороастр» и др.
Танцевальная техника Камарго складывалась под влиянием танцовщиков-виртуозов (Г. Л. Пекура, Л. Дюпре и др.). Она ввела в женский танец сложные па (антраша-катр и др.), ранее исполнявшиеся только мужчинами. Использовала новые движения, постоянно усложняя и варьируя их, чтобы разнообразить однотипные антре. С особым блеском исполняла танцы в быстром темпе. Новаторство Камарго проявилось главным образом в сфере чистого танца, т. к. жанр сюжетного балетного спектакля к середине 18 в. ещё не сложился, а в операх и лирических трагедиях, ставившихся в Королевской академии музыки, исполнялись лишь вставные балетные номера и отдельные танцы.
Усложнение техники танца потребовало изменений костюма: тяжёлые платья сковывали танцовщицу. Камарго сначала облегчила, а затем укоротила их, устранив громоздкие фижмы и тяжёлый каркас (панье); заменила обувь, т. к. высокий каблук мешал исполнению пируэтов и заносок.
Экстравагантное поведение Камарго в частной жизни было предметом многочисленных сплетен, а её причёска и манера одеваться стали объектом для подражания в придворных кругах.
Вышла на пенсию в 1751 г. Последний раз выступала на сцене в 1753 г. в героической пасторали Ж.-Ж. де Мондонвиля «Титон и Аврора». Судьба Камарго послужила сюжетом для оперы Э. де Лева, оперетт Ш. Лекока и балетов К. Даль'Арджине, Д. Брайта, Л. Минкуса. В Эрмитаже хранится картина «Танцовщица Камарго» кисти Н. Ланкре.