Joy Division
Joy Division, британская рок-группа, основанная в 1976 г. в Солфорде. Считается одной из главных групп, оказавших влияние на формирование постпанка. Коллектив прекратил существование в 1980 г. после самоубийства вокалиста Иэна Кёртиса. В этом же году участники основали группу New Order.
История
Изначально коллектив был сформирован тремя школьными друзьями, вдохновлёнными выступлением группы Sex Pistols, – Бернардом Диккеном (ныне носит фамилию Самнер), Питером Хуком и Терри Мейсоном. Группа получила название Stiff Kittens. Позднее к участникам присоединились вокалист и автор песен Иэн Кёртис и барабанщик Тони Табак. В данном составе коллектив впервые выступил в клубе The Electric Circus 29 мая 1977 г., на этом же концерте они объявили о смене названия на Warsaw – оно вдохновлено песней «Warszawa» (1977) Дэвида Боуи.
Выступление группы получило неоднозначные отзывы публики и критиков в прессе: например, корреспондент New Musical Express Пол Морли (в будущем – один из ведущих музыкальных журналистов) высоко оценил концерт, в то время как журналист Sounds Иэн Вуд написал негативную рецензию. После дебютного концерта Warsaw начали активно выступать на разных площадках, а их название стало чаще упоминаться в прессе. В начале июля 1977 г. Пол Морли в объёмном обзоре, посвящённом ландшафту рок-музыки в Манчестере, писал про Warsaw (Johnson M. 1984 P. 11–15).
В июне 1977 г. барабанщик Тони Табак покинул группу, и это место занял Стив Брадердейл. С его участием был записан первый демоальбом группы, но вскоре и он покинул состав: барабанщиком стал Стивен Моррис (Johnson. 1984 P. 14–15).
В 1978 г. из-за конфликта интересов в связи с созвучностью с названием другой популярной группы – «Warsaw Pakt» – группа переименовалась в Joy Division. Название происходит из новеллы писателя Ка-Цетника 135833 (Ехиель Динур) «Дом кукол» («Beit habubot», 1953) о садомазохизме в немецких концлагерях (Johnson. 1984 P. 18–19). Термином joy division в романе назывались группы женщин, которых заставляли заниматься проституцией: удовлетворять потребности нацистских охранников и офицеров. Первый мини-альбом группы – «An Ideal For Leaving» (1978) – вышел под названием Joy Division.
C 1978 г. медийное присутствие группы росло. Известный телеведущий и сооснователь звукозаписывающего лейбла Factory Records (под ним вскоре будет записываться группа) Тони Уилсон предложил Joy Division выступить в новостной программе Granada Reports, а в 1979 г. Джон Пил, один из самых влиятельных и авторитетных диджеев и экспертов в области современной музыки, пригласил группу на запись музыкальной сессии на студии ВВС (Johnson. 1984. P. 30), что способствовало увеличению их узнаваемости.
В 1979 г. вышел дебютный студийный долгоиграющий альбом «Unknown Pleasures» (1979). Обложка этого альбома, разработанная графическим дизайнером Питером Сэвиллом, стала культовой: мерчендайз с её изображением выпускают разные бренды и ныне. В 1980 г. группа отправилась в первый европейский тур, затем планировала гастроли в Америку и Канаду. Однако за два дня до старта тура вокалист Иэн Кёртис совершил самоубийство. С 1978 по 1980 гг. участники Joy Division записали 43 песни и выступили на 120 шоу. Группа распалась, т. к. некогда участники договорились между собой об отказе от названия Joy Division и всех композиций, созданных совместно, если кто-либо из членов покинет состав (West. 1984 P. 30). В этом же году Бернард Самнер, Питер Хук и Стивен Моррис основали группу New Order. Первые композиции группы продолжали традицию звучания Joy Division и были написаны в стиле постпанка, затем звучание трансформировалось в сторону альтернативной танцевальной и электронной музыки.
В июле 1980 г. вышел второй студийный альбом – «Closer» (1980), – записанный до смерти вокалиста. Из альбома была исключена песня «Love Will Tear Us Apart» и впоследствии выпущена как сингл. Так как предполагалось, что композиция станет хитом, в апреле участники сняли на неё видеоклип для телевизионного продвижения (West. 1984 P. 29). Песня заработала статус хита и стала первой композицией группы, вошедшей в британские чарты, в том числе благодаря смерти Иэна Кёртиса (West. 1984 P. 33). В октябре 1981 г. состоялся релиз альбома «Still» (1981), в котором были представлены не изданные ранее песни и записи последнего концерта группы. Далее разные лейблы продолжили выпускать не изданные ранее треки и студийные дубли, синглы, интервью и концертные записи.
Стиль и наследие
Майкл Уэст, автор книги о Joy Dividion и New Order, пишет, что изначально группа (ещё называясь Warsaw) исполняла музыку в стиле панк, однако со временем участники начали развивать индивидуальный стиль, для которого характерны учащения повторений, замена панковских клише на лирическую образность, загадочность и уныние, к которым был склонен Иэн Кёртис (West. 1984 P. 12). В данной стилистике группа продолжала работать до последних дней, а самыми часто используемыми эпитетами, описывающими их музыку, стали слова «меланхоличная», «мрачная», «полная безысходности».
Группа и её композиции и сегодня упоминаются в медиа как оказавшие сильное влияние на музыкальную индустрию. Например, в 2012 г. журнал New Musical Express назвал песню «Love Will Tear Us Apart» (1980) лучшей песней за последние 60 лет (Stevens. 2012), а в 2020 г. журнал Rolling Stone включил альбомы «Unknown Pleasures» и «Closer» (1980) в список 500 величайших альбомов всех времён (Bernstein. 2020).
В 2007 г. фотограф и клипмейкер Антон Корбейн снял байопик Иэна Кёртиса – «Контроль» («Control», 2007). Фильм получил много наград, в том числе специальный приз на Каннском кинофестивале и премию BAFTA в номинации «Самый многообещающий дебют». В этом же году вышел документальный фильм Joy Division, посвящённый истории и творческому наследию группы. Также в художественном фильме «Круглосуточные тусовщики» («24 Hour Party People», 2001, режиссёр Майкл Уинтерботтом), посвящённый студии звукозаписи Factory Records (на которой записывалась группа), задействованы герои, исполняющие роль участников Joy Division.
В 2019 г. к 40-летию дебютного альбома Joy Division газета The Guardian выпустила материал о влиянии группы на графический дизайн, музыку, литературу и прочее (Simpson. 2019). В нём диджей и композитор Moby говорит о том, что во многих смыслах трудно отделить Joy Division от группы New Order, которая вдохновляла музыкальных продюсеров, работающих в жанрах техно и хауса, в том числе и его самого. В этом же тексте куратор и художник Мэттью Хиггс рассказывает, как в 2017 г. проводил выставку True Faith в Манчестерской художественной галерее. Она освещала то, как творчество Joy Division повлияло на дизайнеров одежды, фотографов, кинематографистов и художников, например на Мартина Бойса и Джереми Деллера.