J-20 (китайский истребитель)
J-20 (歼-20, пиньинь jiān-20; неофициальное наименование «Могучий дракон», англ. Mighty Dragon, кит. 威龙, пиньинь Wēilóng), китайский тяжёлый многоцелевой истребитель 5-го поколения, предназначен для завоевания превосходства в воздухе, ведения воздушного боя, а в перспективе также и для нанесения высокоточных ударов по наземным и морским целям, подавления вражеских самолётов дальнего радиолокационного обнаружения, решения задач радиоэлектронной борьбы, разведки и целеуказания. Третий в мире истребитель 5-го поколения после американских F-22 и F-35. Разработан и серийно производится китайской корпорацией «Чэнду» [англ. Chengdu Aircraft Industry Group, CAIG; кит. 航空工业成都飞机工业 (集团) 有限责任公司]. На вооружении военно-воздушных сил Народно-освободительной армии Китая (ВВС НОАК) с 2017 г.
Предпосылки создания и выбор концепции
Исследования и разработки по программе китайского истребителя 5-го поколения были начаты в конце 1990-х гг. Это отражало стремление Китая осуществить комплексную модернизацию НОАК, оснастив её наиболее современными образцами вооружений. Активизация работ по J-20 стимулировалась наглядным примером масштабного использования военной авиации США и их союзников в Ираке, а также последовательной реализацией программ создания истребителей 5-го поколения F-22 и F-35 в США. На ход программы J-20 также оказала влияние противоречивая информация о продвижении российско-индийской программы совместной разработки истребителя 5-го поколения FGFA (англ. Fifth Generation Fighter Aircraft, развитие проекта Су-57), наибольшая активность в рамках которой была отмечена в период 2010–2016 гг.
Ключевые требования к J-20 являются общепринятыми для самолётов 5-го поколения и включают в себя малозаметность, большой радиус действия, способность выполнять длительный сверхзвуковой полёт и высокую манёвренность.
Ход разработки и ввод в эксплуатацию
Два ведущих производителя китайских истребителей, Shenyang Aircraft Corporation [SAC; кит. 中航国际金网(北京)科技有限公司] и CAIG, конкурировали за контракт на программу разработки истребителя следующего поколения для ВВС НОАК, которая в западных источниках получила наименования XXJ, J-XX, «Проект 718». В августе 2008 г. группа CAIG (г. Чэнду) была выбрана в качестве генерального подрядчика по программе J-20. Важную роль в этом выборе сыграли знания и опыт, полученные CAIG при разработке истребителя 4-го поколения J-10.
В декабре 2010 г. в китайских СМИ начали появляться изображения нового истребителя с выраженными стелс-признаками, проходящего рулёжные испытания. Впоследствии самолёт был идентифицирован как 1-й прототип истребителя 5-го поколения. 11 января 2011 г. этот самолёт выполнил первый полёт, а в мае 2012 г. последовал полёт 2-го прототипа. В марте 2014 г. к лётным испытаниям приступил 3-й прототип. К концу 2015 г. лётные испытания проходили уже минимум 9 прототипов J-20.
В 2016 г. началось серийное производство J-20, а в ноябре того же года он был впервые представлен публике на китайском авиасалоне в г. Чжухай. В сентябре 2017 г. официальный представитель Министерства национальной обороны КНР подтвердил информацию о принятии на вооружение J-20. В феврале 2018 г. в ВВС НОАК была сформирована первая боевая часть, укомплектованная J-20.
Общие расходы на разработку программы J-20 оцениваются примерно в 4,4 млрд долл. США.
Особенности конструкции
J-20 выполнен по аэродинамической схеме с передним горизонтальным оперением («утка»), которая обеспечивает самолёту высокую манёвренность, эффективное управление на больших углах атаки, хорошее сочетание сверхзвуковых и взлётно-посадочных характеристик.
Самолёт выполнен с использованием технологии «стелс». Для этого применены характерные для самолётов 5-го поколения мероприятия по снижению радиолокационной заметности: фюзеляж интегральной компоновки с внутренними отсеками вооружения, зубчатые кромки на створках шасси и отсеков вооружения, оптимизированные углы наклона кромок и поверхностей, сверхзвуковые воздухозаборники типа DSI (Diverterless Supersonic Inlet, т. е. без отвода пограничного слоя), радиопоглощающие конструкционные материалы и покрытия. Остекление фонаря также имеет специальное покрытие, снижающее радиолокационную заметность кабины пилотов.
Состав оборудования
Комплекс систем и оборудования J-20 сформирован аналогично другим истребителям 5-го поколения и включает в свой состав такие компоненты как бортовая радиолокационная станция (БРЛС) с активной фазированной антенной решёткой (АФАР), «стеклянная» кабина пилота, высокоинтегрированная авионика, канал передачи данных большой пропускной способности и др. Комплекс бортового радиоэлектронного оборудования обеспечивает полный круговой обзор на 360°. Предполагается, что БРЛС J-20 может обнаружить цель размером с истребитель на расстоянии 170 км, одновременно отслеживать 15 целей и поражать 4 из них.
Встроенная электронно-оптическая система обнаружения и идентификации цели с распределённой апертурой EODAS (Electro-Optical Distributed Aperture System) обеспечивает сферический обзор в пассивном режиме в дневное и ночное время и способна обнаруживать и сопровождать самолёты и ракеты, формируя их визуальное отображение для навигации, целеуказания и наведения ракет классов «воздух – земля» и «воздух – воздух».
Электронно-оптическая система наведения EOTS (Electro-Optical Targeting System) способна (совместно с EODAS) получать информацию о местоположении воздушных, наземных и надводных целей, осуществлять их сопровождение и обеспечивать целеуказание для ракет на дальности более 100 км.
Радиолокационный отражатель (известный как «линза Люнеберга») на нижней поверхности левой мотогондолы кратно увеличивает эффективную площадь рассеяния самолёта с целью сокрытия фактического поперечного сечения его БРЛС и целенаправленного искажения данных о его истинной радиолокационной заметности, а также обеспечения его сопровождения в мирное время.
В кабине пилота установлены полноразмерный многофункциональный цветной жидкокристаллический сенсорный дисплей, 3 вспомогательных дисплея, широкоугольный индикатор на лобовом стекле (HUD, Head-Up Display) и камера видеорегистрации.
J-20 оснащён всережимным катапультным креслом. Покидание самолёта в аварийной ситуации может производиться как со сбросом и безопасным уводом фонаря с помощью специального реактивного двигателя, так и через разрушаемое специальным пирозарядом остекление фонаря.
Двигатели
Первоначально J-20 оснащался российскими турбовентиляторными двигателями «Люлька-Сатурн» АЛ-31Ф с фиксированными соплами, тягой до 140 кН, которые не обеспечивали возможности крейсерского полёта на сверхзвуковой скорости и управления вектором тяги.
Начиная с середины 2021 г. на самолёт устанавливаются китайские двигатели промежуточного этапа WS-10C тягой до 140 кН разработки Shenyang Aeroengine Research Institute (кит. 中国航空发动机集团有限公司沈阳发动机研究所), также известного как 606-й институт.
В 2023 г. было заявлено о начале серийного производства новых китайских двигателей WC-15 с улучшенными характеристиками и номинальной тягой до 180 кН, которые должны обеспечить выполнение требований, предъявляемых к самолётам 5-го поколения в части бесфорсажного сверхзвукового крейсерского полёта.
Использование зарубежного опыта
В конструкции и составе оборудования J-20 использованы многие решения, ранее реализованные в лучших зарубежных истребителях: аэродинамическая схема типа «утка» (аналоги – МиГ-1.44 и J-10); ромбовидная носовая часть фюзеляжа (F-22); статическая неустойчивость самолёта (Су-27, Су-30, Су-35, F-22); цельноповоротное вертикальное оперение (Су-57); фонарь кабины с позолоченным остеклением (F-22); система обнаружения и идентификации цели типа EODAS (F-35); воздухозаборники двигателей типа DSI (F-35); пилообразные кромки створок отсеков вооружения (F-22) и т. д.
Основные характеристики
Таблица 1. Тактико-технические характеристики самолёта J-20
Характеристика | Значение |
Экипаж, человек | 1 |
Длина, м | 21,20 |
Высота, м | 4,69 |
Размах крыла, м | 13,01 |
Площадь крыла, кв. м | 73 |
Масса, кг – пустого самолёта – нормальная взлётная – максимальная взлётная |
17 000 39 000 37 000 |
Запас топлива, кг – во внутренних баках – в четырёх подвесных баках |
12 000 4 × 1700 |
Количество и тип двигателя (варианты) | 2 × ТРДФ АЛ-31ФН (или WS-10C или WC-15) |
Суммарная тяга на форсаже, кгс | 28 000–36 000 |
Крейсерская скорость полёта, М | 1,83 |
Максимальная скорость полёта, М | 2,0 |
Дальность полёта (с двумя подвесными баками), км | 5500 |
Боевой радиус действия, км | 2000 |
Практический потолок, м | 20 000 |
Максимальная эксплуатационная перегрузка, ед. | 9 |
ЭПР, кв. м | 0,01–0,1 |
Количество узлов подвески: – основной отсек вооружения – боковые отсеки вооружения – под крылом – по бокам фюзеляжа |
4 2 4 2 |
Максимальная масса боевой нагрузки, кг | 11 000 |
Стоимость самолёта, по оценкам, составляет порядка 110 млн долл. США.
Общие расходы по программе J-20 оцениваются примерно в 4,4 млрд долл. США.
Вооружение
J-20 имеет один основной отсек вооружения, способный вместить 4 ракеты класса «воздух – воздух» большой и средней дальности, а также 2 боковых отсека вооружения, в каждом из которых может размещаться по одной ракете «воздух – воздух» малой дальности. На четырёх подкрыльевых пилонах может устанавливаться дополнительное вооружение или подвесные топливные баки.
На испытаниях J-20 использовались ракеты класса «воздух – воздух» малой дальности PL-10 и ракеты большой дальности PL-15.
Предполагается, что J-20 может быть также оснащён авиационной пушкой и боеприпасами класса «воздух – поверхность».
Таблица 2. Основные характеристики ракет PL-10 и PL-15
| PL-10 | PL-15 |
Принятие на вооружение, год | 2015 | 2018 |
Калибр, мм | 160 | 200 |
Длина, м | 3 | 4 |
Масса ракеты, кг | 105 | 230 |
Дальность полёта, км | 20 | 150 |
Скорость полёта, М | 4 | Более 4 |
Система управления | Командно-инерциальная система на начальном участке траектории, | Активная радиолокационная система наведения с АФАР, может работать как в активном, так и в пассивном режиме |
Серийное производство и эксплуатация
J-20 официально поступил на вооружение ВВС НОАК в сентябре 2017 г., что сделало Китай второй после США страной в мире, которая ввела в эксплуатацию самолёт-невидимку 5-го поколения.
J-20 строится серийно на заводе аэрокосмической корпорации «Чэнду». К 2023 г. произведено около 200 серийных самолётов J-20, в основном в одноместном варианте. В 2023 г. может быть выпущено ещё более 100 ед.
ВВС НОАК начали принимать J-20 в боевые подразделения в феврале 2018 г. Самолёт поступил на вооружение 9-й авиабригады, базирующейся на авиабазе Уху, провинция Аньхой, заменив ранее дислоцированные там истребители Су-30МКК.
Основные модификации и развитие семейства
J-20 – базовый вариант одноместного истребителя, поступил на вооружение в октябре 2017 г., оснащён двигателями WS-10C (АЛ-31ФН). Данная модификация составляет большинство самолётов J-20, находящихся в эксплуатации.
J-20S/AS – двухместная модификация, представлена в октябре 2021 г. Второй член экипажа может взять на себя функции управления вооружением и информационным взаимодействием при выполнении групповых задач, управления беспилотными ударными летательными аппаратами, выполнения радиоэлектронной борьбы и разведки.
J-20B – представлен в июле 2022 г. Изменённая форма фонаря кабины и увеличенные размеры закабинной части фюзеляжа могут свидетельствовать об увеличенном запасе топлива и расширенном составе оборудования. Оснащается двумя двигателями WS-10C с зубчатой задней кромкой сопла, в перспективе ожидается установка двигателей WS-15 с управляемым вектором тяги.
Работы по модернизации самолётов семейства J-20 ведутся на постоянной основе и отличаются высокой интенсивностью. Основные направления модернизации истребителя: улучшение скоростных и манёвренных характеристик за счёт установки двигателя WC-15 с улучшенными характеристиками и управляемым вектором тяги; увеличение дальности полёта за счёт увеличения объёма внутренних баков и установки системы дозаправки топливом в полёте; повышение ударных возможностей за счёт оснащения новыми типами ракет большой и малой дальности, а также средствами поражения класса «воздух – земля», увеличение количества точек подвески вооружения, установка пушечного вооружения; наращивание возможностей сбора, анализа и передачи данных, модернизация информационно-управляющего поля кабины, развитие самолёта как носителя и платформы для управления беспилотными ударными системами.
Участие в учениях и оценка перспектив
В январе 2018 г. J-20 впервые участвовал в боевых учениях, отрабатывая манёвры вне пределов видимости против китайских истребителей 4-го поколения, таких как J-16 и J-10C. Тренировки со смешанным составом самолётов разных поколений позволяют пилотам ознакомиться с самолётами нового поколения и разработать тактику боевых действий как на них, так и против них. Наличие на вооружении малозаметных истребителей J-20 наряду с истребителями предыдущего поколения значительно расширяет боевые возможности ВВС. В мае 2018 г. J-20 принял участие в своих первых боевых учениях над океаном.