Италия. Хозяйство. Транспорт
Тра́нспорт Ита́лии. Для Италии, вытянутой с севера на юг почти на 1300 км, глубоко вдающейся в Средиземное море в самом его центре и расположенной на пересечении многих международных путей, огромную роль играет транспорт – как внутренний, так и международный. Гористость территории усложняет строительство дорог и увеличивает издержки на создание транспортных связей: требуется строить много туннелей, мостов, виадуков. Многовековой опыт их строительства сделал итальянских строителей дорожной инфраструктуры специалистами мирового класса. Ими построены дороги и инженерные сооружения (туннели, мосты, виадуки) во многих странах мира. Из-за гористости и вытянутости территории основные наземные пути идут вдоль побережий, и лишь Паданская равнина покрыта сетью автомобильных и железных дорог, проложенных вдоль равнины с запада на восток, повторяя направления древнеримских дорог (Виа-Эмилия), и с юга на север и далее, через перевалы или по туннелям в соседние страны. Значительно позднее других появились поперечные транспортные пути, соединяющие оба побережья Апеннинского полуострова.
В 1-й четверти 21 в. продолжается развитие транспортной сети страны за счёт государственных и частных инвестиций. Среди важнейших работ, ведущихся в 2020-х гг., модернизация транспортной инфраструктуры метрополитенских городов Неаполя, Рима, Милана и Турина; модернизация автострад Салерно – Реджо-ди-Калабрия и Ливорно – Чивитавеккья, предальпийской автострады в Ломбардии, завершение строительства высокоскоростных железных дорог Генуя – Турин – Милан и Неаполь – Бари. Продолжается строительство международной высокоскоростной железной дороги Турин – Лион.
Автомобильный транспорт
Ведущую роль в сухопутных пассажирских и грузоперевозках играет автомобильный транспорт. Им перевозится более 90 % пассажиров и более 80 % грузов (2016–2017). Решение об усиленном развитии автомобильного транспорта в ущерб железнодорожному, принятое в 1950–1960-е гг., породило такие проблемы, как чрезмерный трафик автомобилей, экологическое загрязнение, снижение уровня безопасности и ухудшение качества автодорог. Инфраструктура наземного транспорта активно развивалась в 1980–1990-е гг., хотя и не равномерно по территории страны.
Общая длина автодорог составляет 651,2 тыс. км (2019), в том числе около 7,0 тыс. км автострад, 23,3 тыс. км главных автодорог национального значения, 137,3 тыс. км дорог провинциального и областного подчинения. По данным на 2002 г. дороги местного значения (коммунального подчинения) составляли 483,6 тыс. км, развязки – 390 км. Наибольшая общая длина дорог (2019) в северных областях – 256,9 тыс. км (39,5 % общей длины), в частности, в Ломбардии (58,5 тыс. км), Пьемонте (53,5 тыс. км), Эмилии-Романье (46,9 тыс. км) и Венето (43,5 тыс. км), кроме того, в Апулии (48,3 тыс. км), Калабрии (41,5 тыс. км), Кампании (40,8 тыс. км) и на Сицилии (55,9 тыс. км). В тех же областях отмечается и наибольшая общая длина автострад (2019), в частности, в Пьемонте (830 км), Ломбардии (719 км), на Сицилии (693 км), в том числе и старейшая в мире автострада Милан – Варесе (Автострада деи-Лаги), построенная в 1924 г. Значительное развитие автострад, однако, не удовлетворяет потребностям бурно развивающегося автомобильного движения, особенно на направлениях Болонья – Флоренция, Милан – Венеция и Салерно – Реджо-ди-Калабрия. Главная транспортная артерия страны – идущая с севера на юг «Автострада Солнца».
Автомобильный парк насчитывает 44,8 млн автомашин, из них 39,7 млн – легковые (2020). Больше всего автомобилей зарегистрировано в Ломбардии (около 7 млн), из них 6,2 млн – легковые (2020). По автомобилизации населения (на 100 жителей приходится 66,8 автомобиля) Италия стоит на 4-м месте в ЕС после Лихтенштейна, Исландии и Люксембурга (2020). В связи с пандемией коронавирусной инфекции (COVID-19) грузоперевозки автотранспортом в 2020 г. сократились. Грузопоток автомобильного транспорта составил 1907,4 млн т, из них 408,3 млн пришлось на Ломбардию (2019).
Железнодорожный транспорт
Железнодорожный транспорт с конца 20 в. переживает период реконструкции и обновления (строятся высокоскоростные линии, обновляется подвижной состав). Протяжённость железных дорог составляет 16,8 тыс. км, из них 12,1 тыс. км (2020) электрифицировано. Действует высокоскоростная линия Турин – Милан – Болонья – Флоренция – Рим – Неаполь – Салерно с небольшими ответвлениями: Милан – Тревильо и Падуя – Местре (общей длиной 1007 км; 2020).
В 2019 г. по железным дорогам Италии перевезено 94,3 млн т грузов и 898,5 млн пассажиров. Подвижной состав насчитывает 1144 электровоза, 121 дизельный тепловоз, 204 манёвренных тепловоза, 164 высокоскоростных электровоза, 4,7 тыс. пассажирских и 13,7 тыс. грузовых вагонов (2019).
Железнодорожная инфраструктура контролируется и управляется акционерной компанией Rete Ferroviaria Italiana (RFI; 2001; штаб-квартира в Риме), организационно подчиняющейся бывшей государственной компании Ferrovie dello Stato Italiane (FS; 1905; штаб-квартира в Риме). FS владеет дочерними компаниями, в том числе Trenitalia (2000; штаб-квартира в Риме; пассажирское железнодорожное движение и перевозка грузов). Действует частная компания Nuovo Trasporto Viaggiatori Italo (NTV-Italo; 2012; штаб-квартира в Риме) – первый частный оператор высокоскоростного железнодорожного движения в Италии.
Системы метрополитена расположены в Риме, Милане, Неаполе, Турине, Генуе, Катании и Брешиа.
Трубопроводный транспорт
Италия играет важную международную роль в транспортировке энергоносителей в Европу. Нефтепроводы берут начало в основном вблизи морских портов, куда нефть доставляется танкерами (Генуя, Таранто, Милаццо, Фальконара-Мариттима, Аугуста). По трубам углеводороды направляются во внутренние районы страны и за границу. Протяжённые нефте- и нефтепродуктопроводы практически отсутствуют.
Ключевыми нефтепроводными системами являются: Центральноевропейский нефтепровод (CEL; протяжённость 753 км; пропускная способность до 1 млн баррелей в сутки), по нему сырьё поставляется по маршруту Генуя – Феррара – Эгль (Швейцария) – Ингольштадт (Германия), Трансальпийский нефтепровод (TAL; протяжённость 753 км, пропускная способность 850 тыс. баррелей в сутки в 2021), соединяющий Италию, Германию, Австрию и Чехию. Северо-итальянская трубопроводная система – часть общеевропейской системы нефтепроводов, их работа обеспечивается полностью за счёт средств НАТО. Технический оператор – частная компания IG Operation and Maintenance (2012; штаб-квартира в Помеции; дочернее общество фирмы IG Infrastrutture e Gestioni).
По территории Италии проложен газопровод из Алжира через Сицилийский пролив, затем вдоль Тирренского побережья и далее в Европу. В портах Вадо-Лигуре и Вольтри (район в Генуе) расположены важные терминалы газопровода, направляющегося в Нидерланды и в крупные города Центральной Европы. Из России в Италию поступает более 45 % потребляемого Италией природного газа, однако импорт газа в Италию из России через Украину резко упал (2022).
Водный транспорт
Внутренний водный транспорт играет незначительную роль. Общая длина внутренних водных путей, включая реки, каналы и озёра, 2,4 тыс. км. Наиболее крупная судоходная река – По. В отдельные годы осуществляются прогулочные рейсы речных катеров в низовьях Тибра.
Морской транспорт Италии важен не только во внешней торговле страны, но и на каботажных линиях, однако начиная с 2010 г. морские перевозки постепенно сокращаются. В среднесрочной перспективе прогнозируется структурное сокращение морских перевозок в направлении Запад – Восток в связи с конкуренцией усиленно развивающегося наземного транспорта, прежде всего железнодорожного и трубопроводного, и сокращением трафика по Суэцкому каналу из-за высоких пошлин и страховых сборов.
В 2016 г. проведена реформа управления 137 итальянскими портами, приостановлена деятельность 24 существовавших администраций системы портов – АСП (Autorità di Sistema Portuale, AdSP) и создано 16 новых АСП, получивших в управление 62 порта национального уровня.
В 2020 г. через морские порты Италии прошло 443,2 млн т грузов, из них 35,4 % составляют т. н. жидкие грузы (нефть, нефтепродукты, сжиженный природный газ), контейнерные грузы (25,8 %) и грузы, перевозимые судами типа ро-ро (24,0 %).
Крупнейшие в Италии по грузообороту (млн т; 2020) портовые комплексы – Западнолигурийский (56,6), Восточноадриатический (57,1) и Джоя-Тауро (40,3). Важнейшие порты Италии (млн т; 2019): Триест (62,0), Генуя (52,8), Ливорно (36,7; контейнерный), Порто-Фокси (34,7), Джоя-Тауро (29,1; контейнерный), Равенна (26,3), Венеция (25,0), Аугуста (24,6), Милаццо (18,2; как пассажирский порт имеет исключительно местное значение), Неаполь (18,6), Таранто (18,1), Специя (15,9; контейнерный), Савона (13,4) и Санта-Панаджа (12,1) на Сицилии.
Общий пассажиропоток итальянских портов составляет 67,6 млн человек (2019). В связи с пандемией коронавирусной инфекции (COVID-19) число пассажиров, перевезённых круизными судами, резко снизилось с 12,0 млн человек в 2019 г. до 641 тыс. человек в 2020 г., паромами – с 18,0 млн до 9,6 млн соответственно.
Крупнейшие пассажирские международные порты (пассажиропоток в 2019; млн человек): Генуя (3,5), Бари (1,9) и Анкона (1,2); на местных линиях – Мессина (11,2), Реджо-ди-Калабрия (10,7, в т. ч. порт Вилла-Сан-Джованни 9,9), Неаполь (8,2), Капри метрополитенского города Неаполь (4,8; исключительно – пассажирская связь с Неаполем), Порто-д’Искья метрополитенского города Неаполь (4,8; исключительно – пассажирская связь с Неаполем), Чивитавеккья (4,5) метрополитенского города Рим, Ливорно (3,6), Пьомбино (3,2), Ольбия (3,1; провинция Сассари), Портоферрайо (2,6), Палермо (2,0), Ла-Маддалена (1,9; провинция Сассари), Поццуоли (1,7), Порто-Торрес (1,1; провинция Сассари), Трапани (1,1). Многие порты обеспечивают связь морем между Неаполем и ближайшими островами и между Пьомбино и Тосканским архипелагом. Первенство по пассажирским перевозкам принадлежит Мессине и Реджо-ди-Калабрии по причине их фактического слияния в единую конурбацию. Неаполь сохраняет традиционное первенство в каботажных связях Апеннинского п-ова с островами и с остальными итальянскими портами.
Морской торговый флот Италии насчитывает (2019) 1370 судов суммарной регистровой вместимостью 15 044 тыс. брутто-регистровых тонн (БРТ), включая буксиры и специальные суда (573 единицы и 568 БРТ), пассажирские и смешанные суда (427 единиц и 5285 БРТ), танкеры (215 единиц и 3218 БРТ), сухогрузы (155 единиц и 5973 БРТ).
Итальянский торговый флот, входящий на 92 % в Международный морской реестр, стоит на 4-м месте в ЕС по гражданству судовладельцев и на 6-м месте по флагу судов. При этом многие суда под иностранным флагом контролируются итальянскими судовладельцами, и число их растёт.
В секторе индустрии отдыха зарегистрировано 95,6 тыс. прогулочных судов, в том числе 18,4 тыс. парусных (2019). В основном они активны в Тирренском море, у берегов Лигурии, Тосканы и Кампании.
Авиационный транспорт
Италия связана авиалиниями со многими странами мира. В 2020 г. резко снизились авиаперевозки через аэропорты Италии в связи с ограничениями, вызванными пандемией коронавирусной инфекции (COVID-19). В 2020 г. аэропорты обслужили 708,6 тыс. рейсов и 52,9 млн пассажиров (на 72,5 % меньше, чем в 2019), в том числе 27,7 млн на международных линиях (1,4 млн рейсов, 122,9 млн пассажиров, в том числе 52,2 млн на международных линиях в 2006).
В отличие от пассажиропотока грузопоток аэропортов в 2020 г. сократился менее значительно: до 806,6 тыс. т (на 24,2 % меньше, чем в 2019, 915,9 тыс. т товаров и почты в 2006).
Общенациональная транспортная система (Sistema Nazionele Integrato dei Trasporti) включает 38 крупных аэропортов, эта сеть покрывает всю территорию страны; 16 из них представляют транспортные узлы общеевропейского значения.
Всего в Италии 45 международных аэропортов (2020). Крупнейшие (млн человек; 2020): Рим-Фьюмичино (9,8), Милан-Мальпенса (7,2) и Милан-Линате (2,3), Бергамо – Орио-аль-Серио (3,8). Прочие крупные аэропорты – Катания-Фонтанаросса (3,6), Венеция-Тессера (2,8), Неаполь-Каподикино (2,8), Палермо-Пунта-Райзи (2,7), Болонья – Борго-Панигале (2,5).
По грузопотоку крупнейший аэропорт в стране – Милан-Мальпенса, через него проходит 64 % всех грузов и почты (516,3 тыс. т в 2020), за ним следуют Рим-Фьюмичино (74,9 тыс. т) и Бергамо (51,5 тыс. т).
До пандемии коронавирусной инфекции (COVID-19) активно развивались чартерные авиарейсы для перевозки туристов. Большую роль в вытянутой с севера на юг Италии играют внутренние авиационные перевозки (25,1 млн пассажиров в 2020). Наиболее важные аэропорты для внутренних авиаперевозок (млн пассажиров, 2020) – Рим–Фьюмичино (3,6), Катания-Фонтанаросса (2,7), Милан-Мальпенса (2,2), Палермо-Пунта-Райзи (2,1). Конкуренцию им составляют скоростные железные дороги.
Самолёты широко используются для связи с островами. Существует много небольших аэропортов на материке и островах.
С 2003 г. главный итальянский авиаперевозчик – Alitalia (1957–2020) – находился в глубоком кризисе и под угрозой слияния с другими авиакомпаниями. В связи с банкротством в 2020 г. авиакомпания оказалась национализированной и реорганизована в новую компанию Italia Trasporto Aereo (ITA), унаследовавшей от Alitalia авиапарк, коды и др.