История Ярославского моторного завода «Автодизель»
История Ярославского моторного завода «Автодизель». Ярославский моторный завод основан в Ярославле в 1916 г. под названием Автомобильный завод акционерного общества «В. А. Лебедев» русским промышленником, одним из первых русских пилотов, пионером автомотоспорта в России, предпринимателем в области авиастроения В. А. Лебедевым (1881–1947) в рамках государственной программы развития автомобильной промышленности. С 1918 г. предприятие «Первый государственный авторемонтный завод» (1-й ЯГАРЗ); с 1925 г. начато производство грузовых автомобилей, в 1926 г. преобразован в Ярославский государственный автомобильный завод № 3; построены новые цеха, завод первым в стране освоил выпуск большегрузных самосвалов. С 1933 г. носит название Ярославский автомобильный завод. Специализировался на производстве большегрузных автомобилей, самосвалов, первым в СССР выпустил троллейбус. В 1933 г. совместно с Особым конструкторским бюро ОГПУ изготовлены опытные образцы первого советского дизельного двигателя «Коджу». В годы Великой Отечественной войны выпускал гусеничные артиллерийские тягачи.
Перепрофилирован на производство автомобильных и иных двигателей в 1950-е гг., за их разработку получил Сталинскую премию (1949); в 1958 г. переименован в Ярославский моторный завод, в 1971 г. стал головным предприятием производственного объединения «Автодизель». Заводу присуждена Государственная премия СССР (за разработку дизельных моторов мощностью 180–500 л. с.) в 1972 г., Ленинская премия (за создание и освоение производства двигателей для тракторов «Кировец») в 1976 г. и премия Правительства РФ (за разработку и освоение производства дизельных двигателей, соответствующих международным стандартам по экологии) в 2003 г.
Современное название – «Автодизель» (Ярославский моторный завод) – с 1993 г. В 1991–1998 гг. созданы двигатели для ракетно-космического комплекса «Тополь-М», в 1995–2003 гг. – двигатели экологических классов. Завод является одним из крупнейших предприятий в Ярославле и среди российских предприятий по производству дизельных двигателей. Двигатели завода устанавливают на грузовые автомобили, магистральные автопоезда, карьерные самосвалы, автобусы, тракторы и зерноуборочные комбайны, строительно-дорожную технику, а также используют на дизель-электрических станциях. С 2001 г. предприятие входит в состав компании «Руспромавто», преобразованной в 2005 г. в холдинг «Группа ГАЗ».