Йос ван Гент
Йос ван Гент (Joos van Gent, Joost van Gent, Giusto da Guanto, Juste de Gand, Jodocus von Gent) (1435 или 1440 – после 1480), нидерландский художник.
Документальных свидетельств о его жизни и творчестве почти не сохранилось. В 1460 г. стал членом гильдии живописцев Антверпена, в 1464 г. участвовал в выполнении декоративных работ в Генте. Был близко знаком с Х. ван дер Гусом, чьё влияние очевидно в раннем творчестве мастера. После 1469 г. совершил поездку в Рим, а к 1473 г. обосновался в Урбино, где работал при дворе герцога Федериго да Монтефельтро. Современными учёными отождествляется с художником Й. ван Вассенхове.
Единственное документально подтверждённое произведение ван Гента – «Причащение апостолов» (1473–1474, Национальная галерея Марке, Урбино), предназначенное для алтаря церкви Тела Христова в Урбино. На основании стилистического сходства с ним ван Генту приписывают «Поклонение волхвов» (Метрополитен-музей, Нью-Йорк) и триптих «Голгофа» (собор Святого Бавона, Гент), созданные до его отъезда в Италию. Повествовательность, эмоциональность, свобода в построении композиций, изысканный колорит сближают эти произведения с живописью Р. Кампена, Рогира ван дер Вейдена и особенно Д. Баутса, в мастерской которого в Лёвене ван Гент, возможно, работал.
Ван Генту также приписывают созданную в Италии по заказу герцога Монтефельтро серию из 28 портретов знаменитых людей для украшения студиоло герцогского дворца в Урбино (около 1473–1476, Национальная галерея Марке, Урбино; Лувр, Париж), два портрета Федериго да Монтефельтро с сыном Гвидобальдо (около 1476, Палаццо Дукале, Урбино; около 1480, Хэмптон-корт, Лондон), а также аллегории свободных искусств (1475–1476), вероятно предназначавшиеся для дворца в Губбио («Риторика» и «Музыка», ныне – в Национальной галерее в Лондоне, остальные не сохранились).
В этих работах ван Гент соединил ренессансные достижения итальянских мастеров (перспективное построение пространства, классические пропорции фигур, ясность и гармоничность композиции) с богатством колорита нидерландской живописи, тонкость и прозрачность которого стали возможны благодаря использованию масляной живописи, вошедшей в широкий обиход на севере Европы и малоизвестной в Италии. Как единственный нидерландский художник, работавший в Италии в 15 в., ван Гент сыграл огромную роль в распространении этой техники в итальянской живописи.