Гутс-Мутс Иоганн Кристоф Фридрих
Гутс-Мутс Иогáнн Кри́стоф Фри́дрих [Johann Christoph Friedrich GutsMuths (Guts Muths)] (9.8.1759, Кведлинбург – 21.5.1839, Ибенхайн, ныне район г. Вальтерсхаузен, земля Тюрингия, ФРГ), немецкий педагог, один из основоположников физического воспитания и создателей современной европейской гимнастики, представитель филантропизма.
Родился в семье ремесленника-кожевенника. В 1778 г. окончил среднюю школу, затем изучал теологию в Университете Галле (ныне Галле-Виттенбергский университет имени Мартина Лютера) (1785). С 1785 по 1839 гг. преподавал географию, гимнастику, плавание и технологию в филантропине (интернате) г. Шнепфенталь, основателем (1784) и директором которого был гуманист и представитель филантропизма К. Г. Зальцман.
Идеи просветителей, прежде всего Дж. Локка и Ж.-Ж. Руссо, о необходимости свободного развития и физического воспитания ребёнка Гутс-Мутс развил теоретически и реализовал практически. Он одним из первых в европейском образовании определил гармоничное развитие юношества в античном понимании, т. е. как сочетание умственного, нравственного и физического начал. Исходил из того, что укрепление физического здоровья ребёнка положительно влияет на его умственное и нравственное развитие. Поддерживаемый Зальцманом, Гутс-Мутс впервые ввёл систематические общеукрепляющие и развивающие физические упражнения в практику школьного образования. Выделил четыре вида таких упражнений: обязательная зарядка перед началом учебных занятий (по возможности на свежем воздухе); ежедневные уроки гимнастики (физической культуры) на свежем воздухе; подвижные, спортивные игры [в 1796 написал книгу «Игры для оздоровления тела и духа» («Spiele zur Übung und Erholung des Körpers und Geistes»), в которой обосновал положительное влияние игр на детей и описал более 100 игр различных эпох, стран и народов, в том числе итальянскую игру с большим мячом (итал. Il gioco del pallone grosso), английские – бейсбол, крикет, крокет, гольф, французскую «удар по шару» (франц. jeu de mail, также jeu de maille), русские зимние игры – снежки, взятие снежного городка и др., а также поместил рисунки ракеток, бит, мячей, саней и коньков с инструкциями по изготовлению некоторых из них и чертежи игровых площадок с советами по их обустройству]; физический труд.
Впервые выдвинул идею комплекса упражнений, который должен быть в состоянии выполнить каждый юноша. Комплекс включал: прыжки в длину, высоту, с шестом; ходьбу; бег с препятствиями; метание различных предметов; преодоление горных и речных препятствий; упражнения в равновесии (ходьбу по бревну и горизонтально натянутому канату); плавание и др. Однако ядро этой системы составил пентатлон (т. е. пятиборье), ведущий своё начало от античных Олимпийских игр и включавший в себя борьбу, метание диска и копья, прыжки в длину и бег. Обучение Гутс-Мутс проводил наглядным методом, выполняя все упражнения перед юношами: сначала показывал упражнение целиком, затем – его отдельные части, а учащиеся должны были повторить упражнение в обратной последовательности, сначала отдельные элементы, а затем упражнение полностью.
Гутс-Мутс – автор первого учебника по физической культуре «Гимнастика для юношества» («Gymnastik für die Jugend», 1793; в 1834 с французского издания сделан перевод на русский язык), в котором сочетаются теория и практика. Теоретическая часть содержит сведения о физиологии человеческого тела, о влиянии физических упражнений на воспитание определённых качеств характера, описание основных движений (стояние, ходьба, бег, прыжки, танцы, фехтование, подвижные игры), условий выполнения упражнений. В практической части подробно описаны сами упражнения и основные гимнастические снаряды (брусья, перекладина, конь, бревно и др.), содержится большое количество иллюстраций, отображающих этапы выполнения упражнений и конструкцию гимнастических снарядов. В книгах «Гимнастика для юношества» и «Гимнастическое руководство для сынов отечества» (1817) Гутс-Мутс подробно описал спортивные площадки и беговые дорожки, для которых ввёл древнегреческое название «стадион». Придумал специальные спортивные снаряды. Так, для прыжков в высоту стал применять два столба и непрочно установленную на подвижной планке жердь. В 1798 г. опубликовал «Краткое руководство по плаванию» («Kleines Lehrbuch der Schwimmkunst»), в котором описал все известные виды плавания, физические упражнения (прыжки в воду, ныряние) и игры на водоёмах, а также большое внимание уделил вопросу закаливания. Книги Гутс-Мутса стали основополагающими трудами в области физического воспитания и использовались как учебные пособия для преподавания физической культуры не только в германских государствах, но и в школах Англии, Дании, Голландии и Швейцарии.
Среди единомышленников и последователей Гутс-Мутса – немецкий педагог Ф. Л. Ян, которого в Германии принято считать «отцом современной гимнастики»; английский врач, учёный и филантроп У. П. Брукс; швейцарский педагог А. Шписс; шведский педагог и врач П. Х. Линг.
Гутс-Мутс написал школьный учебник по географии (1810, «Handbuch der Geographie») и методическое пособие к нему для учителей. Участвовал в создании книги «Полное пособие по новейшему описанию Земли» («Vollständiges Handbuch der neuesten Erdbeschreibung»), им написаны 19-й и 20-й тома, посвящённые Южной Америке (1827–1830). Среди наиболее известных учеников Гутс-Мутса – К. Риттер, основоположник научной географии, первый профессор и заведующий кафедрой географии Берлинского университета.
Гутс-Мутсу установлен памятник в учебном заведении в Шнепфентале (ныне гимназия), в котором он работал. В 1904 г. на центральной площади Кведлинбурга установлен двойной памятник: Гутс-Мутс со своим учеником К. Риттером, в 2009 г. сама площадь названа именем Гутс-Мутса. В Лейпциге в 1894 г. его именем названа улица.