Има Сумак
И́ма Су́мак (Yma Súmac; настоящие имя и фамилия Сойла Аугуста Эмператрис Чаварри дель Кастильо, Zoila Augusta Emperatriz Chávarri del Castillo) (10 или 13.9.1922, Ичокан, Перу – 1.11.2008, Лос-Анджелес, США), перуанская и американская певица.
Систематического музыкального образования не получила. В 1942–1946 гг. пела в различных латиноамериканских ансамблях вместе со своим мужем (с 1942) – композитором, дирижёром и гитаристом М. Виванко и двоюродной сестрой – танцовщицей и певицей Ч. Риверо. В 1946 г. под названием Inca Taqui Trio ансамбль дебютировал в Нью-Йорке на Фестивале южноамериканской музыки (South American Music Festival).
Приобрела известность в США после выступления в концертном зале «Голливуд-боул» с симфоническим оркестром под управлением А. Фидлера (1949) и выпуска грампластинки «Voice of the Xtabay» (1950). С 1955 г. гражданка США. В 1950-е и в начале 1960-х гг. широко гастролировала в Европе, Азии, Африке. В 1960–1961 гг. в течение 6 месяцев с грандиозным успехом гастролировала в СССР, выступила в 40 городах, завершая концерты исполнением (по-русски) песни «Подмосковные вечера» В. П. Соловьёва-Седого. Выступала на крупнейших эстрадных площадках мира, в том числе в нью-йоркском Карнеги-холле (с сольным концертом – в 1954) и лондонском Альберт-холле (впервые в 1952), на американском радио и телевидении, в том числе в популярном шоу Ф. Синатры, участвовала в бродвейском мюзикле «Flahooley» (1951).
Снялась в голливудских фильмах «Тайна инков» (1954; режиссёр Дж. Хоппер) и «Истории любви Омара Хайяма» (1957; режиссёр У. Дитерле). Выпустила 8 сольных альбомов (все на лейбле Capitol), в том числе «Legend of the Sun Virgin» (1952), «Inca Taqui» (1953), «Mambo!» (1954). Последнее выступление на большой сцене – на Международном джазовом фестивале в Монреале (1997).
Има Сумак обладала голосом очень большого диапазона (свыше трёх октав), который расширяла, применяя особые вокальные приёмы в крайних регистрах. Репертуар включал преимущественно популярные песни с элементами перуанского фольклора, сочинённые или аранжированные её мужем. Значительное место в интерпретациях занимали вокализы, призванные продемонстрировать природные вокальные данные артистки. Среди самых известных: «Gopher mambo», «Pachamama», «Taki Rari», «Taita Inty» (в советской традиции перевода – «Гимн солнцу»), «Ataypura» («Голос Анд»), «Chuncho» («Чунчо – зелёный ад»). Исполняла также оперные арии, например «O mio babbino caro», «Vissi d'arte» («Джанни Скикки», «Тоска» Дж. Пуччини), обработки популярной академической и эстрадной музыки (вокализы на материале пьесы «Лунный свет» из «Бергамасской сюиты» К. Дебюсси, песня «El condor pasa» из сарсуэлы Д. Роблеса, ария Царицы ночи из «Волшебной флейты» В. А. Моцарта в стиле кубинского мамбо). Пение Имы Сумак неоднократно использовалось в кино, в основном для создания «экзотической» и «дикарской» атмосферы, например в российском научно-фантастическом фильме «Планета бурь» (1961, режиссёр П. В. Клушанцев), в американской комедии «Большой Лебовски» (1998, режиссёр Дж. Коэн), в популярных американских телесериалах «Безумцы» («Mad men», 2007; сезон 1, эпизод 12) и «Лучше звоните Солу» («Better call Saul», 2020; сезон 5, эпизод 7).