Иллич Иван
И́ллич Ива́н (Ivan Illich) (4.9.1926, Вена, Австрия – 2.12.2002, Бремен, Германия), философ и католический священник. Из-за еврейки-матери пережил гонения в годы Второй мировой войны, участвовал в движении Сопротивления. Обучался кристаллографии во Флорентийском университете, теологии и философии – в Григорианском университете в Риме, получил докторскую степень по истории в Зальцбургском университете. С 1951 по 1956 гг. служил в пуэрториканских приходах Нью-Йорка, а затем стал проректором Католического университета в Понсе, Пуэрто-Рико.
В 1960 г. Иллич перемещается в Мексику, где в 1961 г. в Куэрнаваке создаёт Центр межкультурного образования для подготовки католических миссионеров из США и Канады к работе в странах Латинской Америки. В 1963 г. проект в Куэрнаваке преобразовывается в Центр межкультурной документации (Centro Intercultural de Documentación, CIDOC), ставший важной точкой притяжения для интеллектуалов Европы и США. В 1969 г. перестал быть священником. Закрыв CIDOC в 1976 г., Иллич преподаёт в университетах Касселя, Марбурга и Бремена в Германии, Университете Пенсильвании в США, выступает с лекциями в различных частях мира.
В получивших широкую известность работах 1970-х гг. Иллич критиковал различные аспекты жизни современных обществ: образование (Иллич. 2006), медицину (Illich. 1976), транспорт и энергетику (Illich. 1974). В своём описании школ Иллич негативно характеризует регламентацию детской жизни посредством воспроизводства внутренне бессмысленных ритуалов формального обучения (Иллич. 2006). Оппонируя нарождающейся биомедицине, Иллич рассматривал господствующие методики врачебной диагностики и терапии как причину неоправданного расширения сферы подлежащего лечению, скептически оценивая вытеснение страдания и умирания как естественных и необходимых частей целостного жизненного опыта (Illich. 1976). Рост используемых современной цивилизацией энергетических мощностей и скоростей перемещения Иллич связывал с усилением социального неравенства (Illich. 1974).
Особенностью подхода Иллича является резкое отрицание самостоятельной ценности технологического прогресса и профессионализированного экспертного знания. В афористичной форме Иллич отстаивал приоритет духовной работы человека над самим собой и над установлением доброжелательного общежития (conviviality) c другими. Согласно Илличу, комфортность современной жизни, включая инфраструктуру социальной помощи, исторически восходящей к институциализации церковной благотворительности в 13 в., оказывает разлагающее воздействие на человеческую личность и губительна для планетарной экологии. Обращаясь к повседневным феноменам (поездка на велосипеде или переживание боли), Иллич демонстрировал познавательную ценность вернакулярных, повседневных, способов действия и спонтанной интуиции.
Рост популярности Иллича совпал с расцветом контркультурных движений 1970-х гг. Неконвенциональный стиль письма, определённая пристрастность в отборе и оценке материала для анализа обусловили последующее вытеснение творчества Иллича на периферию академических дискуссий. Усиление критики неолиберализма в 21 в. вернуло ряд идей Иллича на интеллектуальную арену.