Яковлев Евгений Александрович
Я́ковлев Евге́ний Алекса́ндрович [1857, Санкт-Петербургская губерния – 10(22).5.1898], российский конструктор, изобретатель, создатель отечественного двигателя внутреннего сгорания, один из создателей первого в России автомобиля.
До 1867 г. воспитывался в пансионе Николаевского кавалерийского училища. В 1867–1875 гг. учился в Николаевских морских юнкерских классах. В 1875 г. служил на клипере «Алмаз». С 1877 г. произведён в гардемарины. В 1878–1879 гг. проходил службу на пароходе «Язу» (США). В 1878 г. произведён в мичманы, в 1883 г. – в лейтенанты.
С 1884 г., покинув службу, занялся разработками газовых и нефтяных двигателей внутреннего сгорания. В 1889 г. создал первый двигатель внутреннего сгорания на жидком топливе, который представил в лаборатории Д. И. Менделеева, где получил высокую оценку.
В 1891 г. в целях расширения производства Яковлев открыл завод, оборудованный паровой машиной мощностью 58 сил, 20 керосиновыми и 2 газовыми двигателями для производства нефтяных, газовых и бензиновых двигателей внутреннего сгорания, а также системы отопления на их основе. Объём выпуска двигателей составлял несколько десятков двигателей в год.
Завод Яковлева представлял свою продукцию на международных и отечественных выставках. Так, например, в 1892 г. участвовал на электрических выставках в Москве и Санкт-Петербурге, где был награждён серебряными медалями. В 1893 г. представил двигатели внутреннего сгорания на жидком топливе на Всемирной выставке в Чикаго, где получил бронзовую медаль и почётный диплом.
В 1896 г. Яковлев вместе с П. А. Фрезе представил первый российский автомобиль на базе самодвижущегося экипажа с мотором на Всероссийской промышленно-художественной выставке в Нижнем Новгороде. Четырёхтактный двигатель, мощностью 2 л. с. и трансмиссия автомобиля были произведены на заводе Яковлева, а корпус, ходовая часть и колёса – на фабрике Фрезе. Автомобиль был оснащён деревянными колёсами, с цельными резиновыми шинами, карбюратором испарительного типа, радиатором в виде двух латунных ёмкостей, расположенных сзади вдоль бортов, мог двигаться в течение 10 ч, имел 2 передачи: вперёд и режим холостого хода. Максимальная скорость составляла 20 вёрст/ч. Электрическое зажигание осуществлялось от батареи и индукционной катушки с электромагнитным прерывателем. «Журнал новейших открытий и изобретений» в 1896 г. осветил ряд преимуществ в конструкции ходовой части, трансмиссии и кузова автомобиля по сравнению с машинами других фирм.