Гвасалия Демна
Гваса́лия Де́мна (დემნა გვასალია, Demna Gvasalia) (род. 25.3.1981, Сухуми, ныне Сухум, Республика Абхазия), грузинский дизайнер одежды.
В 1997–2001 гг. изучал международную экономику в сухумском отделении Тбилисского государственного университета, из-за обострения грузино-абхазского конфликта в 2001 г. эмигрировал с семьёй в Германию, поселился в Дюссельдорфе. В 2002–2006 гг. Гвасалия учился на факультете моды Королевской академии изящных искусств в Антверпене, после выпуска работал над дизайном мужской одежды вместе с В. ван Бейрендонком.
В 2009 г. переехал в Париж, начал работать в модном доме М. Маржелы. В 2013 г. старший дизайнер женской одежды в Louis Vuitton, с 2015 г. креативный директор дома моды Balenciaga.
В 2014 г. вместе с братом Гурамом Гвасалией (род. 7.10.1985) основал собственный бренд Vetements (с франц. – одежда). Коллекции Vetements составляла прагматичная уличная одежда унисекс, в которой проявились главные творческие приёмы Гвасалии – апроприация и деконструкция. Источниками вдохновения для дизайнера были «советский» и «постсоветский» стили, эстетика спортивных костюмов, одежда обычных горожан в ироничной интерпретации; мешковатые силуэты сочетались с экспериментальной конструкцией одежды (удлинённые рукава, асимметричные формы, нарочито неуклюжие пропорции). В коллекциях активно использовались надписи, иногда провокационные: «It’s my birthday and all I got was this overpriced hoodie» (с англ. «Сегодня мой день рождения, и всё, что мне подарили, – этот дорогущий худи»; осень/зима 2019–2020). Среди узнаваемых моделей марки: джинсы, сшитые из нескольких пар винтажных джинсов (осень/зима 2014–2015), сапоги с каблуками в виде зажигалок и офисных маркеров (2016–2017). В коллекции весна/лето 2016 появились принт кухонной клеёнки и футболка с логотипом курьерской компании DHL, которая вызвала неоднозначную реакцию из-за факта заимствования униформы дизайнером и её приравнивания к одежде высокого ценового сегмента.
Модель мужской одежды. Модный бренд Vetements. Дизайнер: Демна Гвасалия. Коллекция весна/лето 2017.Отличительной чертой коллекций марки стали коллаборации: весенне-летняя коллекция 2018 была создана совместно с 18 марками. Одежда и обувь были выполнены с использованием оригинальных лекал и материалов, но с модификациями в духе Vetements: измятые пиджаки Brioni с увеличенной линией плеч, джинсы Levi’s с гипертрофированными ширинками, доходящие до пояса ботфорты Manolo Blahnik. Гвасалия экспериментировал с презентациями коллекций. Модные показы часто проходили в необычных местах (коллекция весна/лето 2020 – в ресторане сети McDonald’s на Елисейских Полях), моделей подбирали через Instagram (принадлежит корпорации Meta, внесена в перечень организаций, причастных к терроризму и экстремизму, и запрещена на территории Российской Федерации), приглашали в их качестве прохожих и друзей дизайнера. В показе осень/зима 2017–2018 в Центре Помпиду участвовали непрофессиональные модели, а сама одежда представляла собой апроприацию разных униформ и архетипических образов городских жителей. В лукбуке коллекции весна/лето 2018 моделями стали жители Цюриха.
Модель мужской одежды. Модный бренд Vetements. Дизайнер: Демна Гвасалия. Коллекция весна/лето 2019.Наиболее личной для Гвасалии стала весенне-летняя коллекция 2019, темами которой были грузино-абхазский вооружённый конфликт 1992–1993 гг., семья и насилие. Женский и мужской показы были объединены, и грузинские модели демонстрировали куртки в цветах национальных флагов России, Грузии, Украины, Турции и США, капроновые водолазки телесного цвета с тюремными татуировками, худи с портретом В. Цоя и надписями на грузинском. В одежду были вшиты QR-коды, запускавшие приложение об истории конфликта.
В 2019 г. Д. Гвасалия ушёл из Vetements и сосредоточился на работе в модном доме Balenciaga. Гвасалия совмещает отсылки к архивным моделям К. Баленсиаги (например, в осенне-зимней коллекции 2017–2018) и собственный авангардистский подход к моделированию одежды, балансируя между красотой и уродством, элегантностью и китчем. Деконструкция, объёмные и гипертрофированные детали остаются излюбленными приёмами дизайнера, сталкивающего понятия эксклюзивности и массового потребления. В коллекциях встречаются жакеты с заострёнными плечами, синтетические сапоги-чулки и сапоги-легинсы, «уродливые» кроссовки (англ. ugly sneakers) и кроссовки-носки, пёстрые цветочные принты, дорогие кожаные сумки, имитирующие бумажные пакеты (2017), рыночные баулы (2017), синие сумки «Frakta» из ассортимента магазина IKEA (2017). Модель женской одежды. Модный дом Balenciaga. Дизайнер: Демна Гвасалия. Коллекция осень/зима 2021.На аналогичных принципах выстроена первая со времён К. Баленсиаги коллекция Balenciaga от-кутюр, представленная в июле 2021 г.
Для презентации осенне-зимней коллекции 2021 модный дом разработал видеоигру «Afterworld: The Age of Tomorrow», где новые модели одежды с элементами рыцарских лат представлены на жителях города будущего.