Гвасалия Демна
Гваса́лия Де́мна (დემნა გვასალია, Demna Gvasalia) (род. 25.3.1981, Сухуми, ныне Сухум, Республика Абхазия), грузинский дизайнер одежды.
В 1997–2001 гг. изучал международную экономику в сухумском отделении Тбилисского государственного университета, из-за обострения грузино-абхазского конфликта в 2001 г. эмигрировал с семьёй в Германию, поселился в Дюссельдорфе. В 2002–2006 гг. Гвасалия учился на факультете моды Королевской академии изящных искусств в Антверпене, после выпуска работал над дизайном мужской одежды вместе с В. ван Бейрендонком.
В 2009 г. переехал в Париж, начал работать в модном доме М. Маржелы. В 2013 г. старший дизайнер женской одежды в Louis Vuitton, с 2015 г. креативный директор дома моды Balenciaga.
В 2014 г. вместе с братом Гурамом Гвасалией (род. 7.10.1985) основал собственный бренд Vetements (с франц. – одежда). Коллекции Vetements составляла прагматичная уличная одежда унисекс, в которой проявились главные творческие приёмы Гвасалии – апроприация и деконструкция. Источниками вдохновения для дизайнера были «советский» и «постсоветский» стили, эстетика спортивных костюмов, одежда обычных горожан в ироничной интерпретации; мешковатые силуэты сочетались с экспериментальной конструкцией одежды (удлинённые рукава, асимметричные формы, нарочито неуклюжие пропорции). В коллекциях активно использовались надписи, иногда провокационные: «It’s my birthday and all I got was this overpriced hoodie» (с англ. «Сегодня мой день рождения, и всё, что мне подарили, – этот дорогущий худи»; осень/зима 2019–2020). Среди узнаваемых моделей марки: джинсы, сшитые из нескольких пар винтажных джинсов (осень/зима 2014–2015), сапоги с каблуками в виде зажигалок и офисных маркеров (2016–2017). В коллекции весна/лето 2016 появились принт кухонной клеёнки и футболка с логотипом курьерской компании DHL, которая вызвала неоднозначную реакцию из-за факта заимствования униформы дизайнером и её приравнивания к одежде высокого ценового сегмента.
Отличительной чертой коллекций марки стали коллаборации: весенне-летняя коллекция 2018 была создана совместно с 18 марками. Одежда и обувь были выполнены с использованием оригинальных лекал и материалов, но с модификациями в духе Vetements: измятые пиджаки Brioni с увеличенной линией плеч, джинсы Levi’s с гипертрофированными ширинками, доходящие до пояса ботфорты Manolo Blahnik. Гвасалия экспериментировал с презентациями коллекций. Модные показы часто проходили в необычных местах (коллекция весна/лето 2020 – в ресторане сети McDonald’s на Елисейских Полях), моделей подбирали через Instagram (принадлежит корпорации Meta, внесена в перечень организаций, причастных к терроризму и экстремизму, и запрещена на территории Российской Федерации), приглашали в их качестве прохожих и друзей дизайнера. В показе осень/зима 2017–2018 в Центре Помпиду участвовали непрофессиональные модели, а сама одежда представляла собой апроприацию разных униформ и архетипических образов городских жителей. В лукбуке коллекции весна/лето 2018 моделями стали жители Цюриха.
Наиболее личной для Гвасалии стала весенне-летняя коллекция 2019, темами которой были грузино-абхазский вооружённый конфликт 1992–1993 гг., семья и насилие. Женский и мужской показы были объединены, и грузинские модели демонстрировали куртки в цветах национальных флагов России, Грузии, Украины, Турции и США, капроновые водолазки телесного цвета с тюремными татуировками, худи с портретом В. Цоя и надписями на грузинском. В одежду были вшиты QR-коды, запускавшие приложение об истории конфликта.
В 2019 г. Д. Гвасалия ушёл из Vetements и сосредоточился на работе в модном доме Balenciaga. Гвасалия совмещает отсылки к архивным моделям К. Баленсиаги (например, в осенне-зимней коллекции 2017–2018) и собственный авангардистский подход к моделированию одежды, балансируя между красотой и уродством, элегантностью и китчем. Деконструкция, объёмные и гипертрофированные детали остаются излюбленными приёмами дизайнера, сталкивающего понятия эксклюзивности и массового потребления. В коллекциях встречаются жакеты с заострёнными плечами, синтетические сапоги-чулки и сапоги-легинсы, «уродливые» кроссовки (англ. ugly sneakers) и кроссовки-носки, пёстрые цветочные принты, дорогие кожаные сумки, имитирующие бумажные пакеты (2017), рыночные баулы (2017), синие сумки «Frakta» из ассортимента магазина IKEA (2017). На аналогичных принципах выстроена первая со времён К. Баленсиаги коллекция Balenciaga от-кутюр, представленная в июле 2021 г.
Для презентации осенне-зимней коллекции 2021 модный дом разработал видеоигру «Afterworld: The Age of Tomorrow», где новые модели одежды с элементами рыцарских лат представлены на жителях города будущего.