Гуахиро
Гуахи́ро (исп. wayuu, guajiro; самоназвание – wayuu), аравакский народ на п-ове Гуахира и в окрестностях озера Маракайбо, на северо-западе Венесуэлы (штат Сулия, запад штатов Мерида и Трухильо) и северо-востоке Колумбии (департамент Гуахира).
Численность в Венесуэле 413,5 тыс. человек (2011, перепись), в Колумбии 380,5 тыс. человек (2018, перепись). Язык – гуахиро, распространён также испанский язык. Особую подгруппу гуахиро составляют параухано (анью) в районе озера Синамайка в Венесуэле, смешанные с африканцами и европейцами (20,9 тыс. человек; 2011, перепись), ныне говорящие на испанском языке. Придерживаются в основном традиционных культов, около 30 % – христиане (католики и протестанты), 20 % – бахаиты.
По языку близки к аравакам побережья Гвианы (прикарибской ветви). Их вероятные предки – носители традиции «орноиде» – переселились на п-ов Гуахира с Ориноко в 3-й четверти 1-го тыс. н. э. Они выращивали горький маниок, адаптируясь к местным условиям, восприняли традиции более раннего населения (охота, рыболовство, морское собирательство, выращивание маниока). Позднее на полуостров с востока проникли создатели традиции «ранчоиде» (вероятно, карибы), выращивавшие кукурузу и ассимилированные незадолго до появления европейцев. После прихода испанцев (16 в.) гуахиро перешли к полукочевому скотоводству, что уникально для индейцев Южной Америки (в основном крупный и мелкий рогатый скот, также лошади, ослы); скот служит главным мерилом богатства. Занимаются также рыболовством (у параухано – основной промысел), собирательством, добычей жемчуга и морской соли (в 2005 получили эксклюзивные права на её разработку на Гуахире), при достаточном количестве воды – ручным земледелием (кукуруза, бобы, маниок), считающимся малопрестижным занятием. Развиты узорное ткачество (в том числе на продажу), плетение гамаков, гончарство.
Сохраняли фактическую политическую независимость. Существовала четырёхуровневая иерархия: вожди, экономически независимые общинники, зависимые общинники, рабы-военнопленные и их дети. С 19 в. переселялись на южное побережье озера Маракайбо для работы на плантациях сахарного тростника. С 1930-х гг. работают по найму в сельском хозяйстве, на нефтедобыче, поселяются в городах (преимущественно в Маракайбо), где образуют замкнутые общины.
Традиционное жилище прямоугольное или овальное, с плетёными, обмазанными глиной стенами, во время перекочёвок используют навесы и заслоны. Поселения часто обнесены изгородью из кактусов. Мужчины носят набедренную повязку, плащ, широкий пояс, за которым держат лук; волосы перехвачены плетёным обручем или шерстяной повязкой, украшенной перьями. Женская одежда – туникообразная рубаха, после инициации – вышитая. Девочки перевязывают крест-накрест длинные нитки бус из коралла, раковин, стекла (пуна); новые пуна присоединяются с возрастом и в зависимости от достатка родителей.
Делятся на матрилинейные тотемные кланы (апуши), ранее владевшие территориями и иногда воевавшие друг с другом. Кланы объединяют по 5–8 больших линиджей во главе с наследственными вождями (пучипу); каждый делится на несколько малых (10–30 семей), составляющих ядро поселения. Брачное поселение матрилокальное. Женщины пользуются авторитетом, могут владеть скотом. Существуют авункулат, полигиния, инициации девушек.
Главный мифологический персонаж – культурный герой Малейва, среди сюжетов – о мести героев-близнецов ягуарам за убийство матери, о путешествии героя в мир мёртвых за умершей женой, в нижний мир к Хозяйке оленей и др. Ритуальные танцы (чича-майя, йонна) исполняются под аккомпанемент барабанов. Практикуются мужской (утши) и женский (утсу) шаманизм, вторичные погребения. В Урибии (штат Сулия) празднуются ежегодные фестивали культуры гуахиро. Активно участвуют в индейском политическом движении. Действуют этнополитические организации (Индейская организация венесуэльской Гуахиры, Национальное движение параухано и др.).