Гуайми
Гуайми́ (исп. guaymí, ngäbe, ngöbe; самоназвание – ngäbe), народ группы чибча на западе Панамы (комарка Нгобе-Бугле), крупнейший индейский народ страны общей численностью 260,1 тыс. человек (2010, перепись).
Делится на западных гуайми (мовере, мове; язык – нгэбере) и восточных гуайми (мурире, сабанеро, бокотá; язык – буглере; в основном на севере провинции Верагуас); подгруппа сабанеро на востоке провинции Чирики почти ассимилирована мовере. 5,7 тыс. человек живут на юге Коста-Рики (провинция Пунтаренас, в том числе в резервации Альто-Лагуна на п-ове Оса – 2011, перепись). Язык гуайми принадлежит к ядерным чибчанским языкам. C 1970-х гг. используется письменность на основе латинской графики. Говорят также на испанском языке, часть – на английском языке. Верующие – католики.
До испанского завоевания, возможно, родственные гуайми народы были расселены по всей территории Западной и Центральной Панамы; на тихоокеанском побережье Центральной Панамы имели культуру, восходящую к культуре Кокле: вождества, знать, крупные поселения (до 1000 человек), патриархальное рабство, изготовление золотых украшений, полихромной керамики. В 17 в. у гуайми существовали вожди, с 19 в. до 1930-х гг. – номинальный верховный вождь. В 17–18 вв. гуайми частично были поселены миссионерами в посёлки-редукции, но оказывали сопротивление испанцам до начала 19 в. В 19 – начале 20 вв. в горных районах Чирики и Бокас-дель-Торо фактически независимы; в Верагуас аккультурация гуайми шла интенсивнее. С начала 20 в. многие гуайми переселялись в Коста-Рику. В середине 20 в. гуайми разделялись на группы, управляемые назначаемыми властями коррехидорами, в 1997 г. добились образования самоуправляющейся резервации (комарка Нгобе-Бугле). С 1979 г. действует Конгресс гуайми.
Традиционная культура типична для индейцев циркумкарибского региона, лучше сохраняется во внутренних горных районах у западных гуайми. Основные традиционные занятия – ручное подсечно-огневое земледелие (фасоль, кукуруза, сладкий маниок, тыква, в горах – клубнеплод ксантосома и персиковая пальма; в 17 в. появились рис и бананы, в 20 в. на карибском побережье – таро, кофе), охота (в 19 в. теряет значение), рыболовство. Мясо и рыбу сушат на огне впрок, реже – солят, из плодов персиковой пальмы готовят пиво. С 19 в. разводят кур, свиней, на продажу – крупный рогатый скот.
Традиционная мужская одежда – набедренная повязка (в том числе из тапы), женская одежда – длинная рубаха с короткими рукавами и геометрической аппликацией по вороту. По праздникам раскрашивали лицо красной краской. Характерно мужское украшение чакира из раскрашенных камней, раковин и т. п., ныне – из бисера. Также плетут сумки (чакара) из волокон эхмеи (семейство бромелиевых).
Традиционное поселение представляло собой большесемейную общину, первоначально – большой круглый дом с конической крышей, увенчанной глиняным сосудом; ныне состоит из 6–8 прямоугольных домов с земляным полом и каркасными стенами (часть простенков открыта), иногда – свайных. Брак вирилокальный, часто с отработкой мужа в доме жены. Характерен обменный брак, встречаются полигиния (в том числе сороральная) и левират, обычаи избегания между старшими и младшими свойственниками.
Традиционные праздники – бальсерия (вероятно, восходящий к мужским ритуалам с использованием горнов из раковин), чичерия (общий «пивной» праздник), инициации девушек, в прошлом – юношей (уроте). Космогонические мифы (о происхождении людей из посеянных богом семян; о вознесении на небо Солнца и Месяца; о мировом пожаре, огонь которого сохраняет жаба, и др.). Под влиянием шаманов (сукия) в 1961 г. распространилось синкретическое мессианистское движение Мама-Чи (Mama Chí).
Развито отходничество на банановые плантации и фермы, отдельные гуайми живут в городах, получают высшее образование.