Генацино Вильгельм
Генаци́но Вильге́льм, Вильгельм Теодор Генацино (Wilhelm Theodor Genazino) (22.1.1943, Мангейм – 12.12.2018, Франкфурт-на-Майне), немецкий писатель, журналист, эссеист. Член Немецкой академии языка и поэзии (1990), Баварской академии изящных искусств (2004), Берлинской академии искусств (2011).
Вырос в бедной многодетной семье. Учился в гимназии в Мангейме. В 1959 г. оставил учёбу ради занятий журналистикой и литературой. Волонтёр, затем редактор газеты Rhein-Neckar-Zeitung в Гейдельберге и Мангейме; сотрудничал с радиостанциями и западногерманскими газетами.
В 1965 г. опубликовал дебютный роман «Ласлинштрассе» («Laslinstraße»), рисующий детство 1950-х гг., в эпоху К. Аденауэра. В 1969–1971 гг. редактор франкфуртского сатирического журнала Pardon. В 1970–1998 гг. и с 2004 г. до конца жизни жил во Франкфурте-на-Майне.
Известность писателю принесла романная трилогия «Абшаффель» («Abschaffel»), названная по фамилии её главного героя. Помимо одноимённого романа (1977), в трилогию вошли произведения «Изничтожение забот» («Die Vernichtung der Sorgen», 1978) и «Неправильные годы» («Falsche Jahre», 1979). Главный персонаж – мелкий служащий, ведущий замкнутый образ жизни и недовольный своей работой; в центре внимания оказываются его страхи, психологические проблемы и отношения с женщинами.
В 1980–1986 гг. один из издателей журнала Lesezeichen («Книжная закладка»). В 1982 г., почти в сорокалетнем возрасте, сдал в гимназии экзамены на аттестат зрелости, дающий возможность поступления в университет. В 1984–1989 гг. изучал германистику, философию и социологию во Франкфуртском университете, защитил дипломную работу об Итало Звево. После окончания университета сотрудничал как внештатный журналист в разных периодических изданиях.
Последующие многочисленные романы – «Разврат» («Die Ausschweifung», 1981), «Чужие битвы» («Fremde Kämpfe», 1984) и др. – в той или иной степени варьировали темы, затронутые в трилогии. В автобиографическом романе «Любовь к простоте» («Die Liebe zur Einfalt», 1990) вернулся к описанию детства. Главный герой, тяжело переживающий неблагополучные отношения в родительской семье, выросший в бедности и в окружении, лишённом духовных запросов, принимает решение посвятить свою жизнь литературе. Экспериментальная форма отличает роман «Свет прожигает насквозь этот день» («Das Licht brennt ein Loch in den Tag», 1996). Герой, озабоченный прогрессирующей потерей памяти, записывает воспоминания о своей жизни в 115 фрагментах (письмах и заметках), обращаясь к друзьям с просьбой позже пересказать ему содержание этих записей.
Творчество Генацино в целом отличает тематическое и стилистическое единство. Большинство произведений – городские романы, проникнутые психологизмом. Главные персонажи – немолодые аутсайдеры-одиночки, терпящие поражение в жизни. Герои-фланёры наблюдают городскую жизнь и нередко попадают в курьёзные ситуации. Внимание Генацино сосредоточено на повседневности в её деталях.
Международная известность пришла к писателю в начале 2000-х гг., после публикации романа «Зонтик на этот день» («Ein Regenschirm für diesen Tag», 2001, рус. пер. 2004), герой которого занимается разнашиванием фирменной обуви и написанием отчётов об удобстве моделей. Случайные встречи на улицах города пробуждают в нём воспоминания и наводят на размышления о жизни. Роман воспитания «Женщина. Квартира. Роман» («Eine Frau, eine Wohnung, ein Roman», 2003, рус. пер. 2004) рассказывает историю взросления молодого человека, работника экспедиторской фирмы, который мечтает стать писателем. В 2011 г. опубликован роман «Если бы мы были животными» («Wenn wir Tiere wären»), который повествует об архитекторе, живущем в безымянном немецком городке, о его повседневных неурядицах и отношениях с женщинами.
В сборнике эссе «Протяжённый взгляд» («Der gedehnte Blick», 2004) Генацино пояснил собственный писательский метод, основанный на пристальном наблюдении. Пробовал себя в драматургии: пьеса «Господи, ослепи меня» («Lieber Gott mach mich blind», 2005, Дармштадтский государственный театр) и др. Произведения для сцены не пользовались особым успехом.
Преподавал литературу в Падерборнском (1997–1998), Франкфуртском (2005–2006) и Бамбергском (2009) университетах. Писал сценарии для радиоспектаклей.
Большая литературная премия Баварской академии изящных искусств (1998), Премия Георга Бюхнера (2004) и др.