Гасман Витторио
Га́сман Витто́рио (Витторио Гассман; Vittorio Gassman, Vittorio Gassmann) (1.9.1922, Генуя – 29.6.2000, Рим), итальянский актёр, режиссёр.
Сын немецкого инженера-иммигранта. В 1943 г. окончил Академию драматического искусства в Риме, с того же года работал на итальянских театральных сценах (в Милане и др.). В 1948–1949 гг. в труппе под руководством Л. Висконти. С 1949 г. выступал как театральный режиссёр («Адельки» А. Мандзони, «Царь Эдип» Софокла, «Сегодня мы импровизируем» Л. Пиранделло, и др.).
В 1950 г. один из основателей Национального театра в Риме (с 1952 Театр итальянского искусства). В 1959–1960 гг. там же организовал Итальянский народный театр. Среди ролей: Кин («Кин, или Гений и беспутство» А. Дюма-отца), Гамлет («Гамлет» У. Шекспира).
В кино с середины 1940-х гг. С успехом исполнил одну из главных ролей (Вальтер) в фильме Дж. Де Сантиса «Горький рис» (1948). Известность принесли роли в американских фильмах «Рапсодия» (1954, режиссёр Ч. Видор) и «Война и мир» (1956, режиссёр К. Видор; роль Анатоля Курагина). Начав в кино с амплуа романтического героя, затем играл преимущественно комедийные роли, среди которых наиболее значительные – солдат Джованни («Большая война», 1959), Человек со шляпой («Страшный суд», 1961), Бруно («Обгон», 1962). В фильме «Чудовища» (1963) сыграл несколько ролей, обнаружив виртуозное мастерство перевоплощения.
Снимался в фильмах Р. Росселлини, Э. Сколы и др.
Многоплановый, разносторонний актёр со своеобразным, отчасти «отрицательным» обаянием, ярким темпераментом, иронией. Среди фильмов: «Мамбо» (1954), «Самая красивая женщина мира» (1955), «Злоумышленники, как всегда, остались неизвестны» (1958), «Вексель» (1959), «Матадор», «Преступление» (оба – 1960), «Поход на Рим» (1962), «Летнее безумие», «Успех» (оба – 1963), «Гаучо» (1965), «Тигр» (1967), «Пророк» (1968), «Один из тринадцати» (1969), «Бранкалеоне в крестовых походах» (1970, приз Международного кинофестиваля в Сан-Себастьяне, 1971), «Именем итальянского народа» (1971, в отечественном прокате «Полмиллиарда за алиби»), «Запах женщины» (1974, Серебряная премия за лучшую мужскую роль Каннского кинофестиваля, 1975), «Татарская пустыня», «Как роза у носа» (оба – 1976), «Новые чудовища», «Потерянная душа» (оба – 1977), «Свадьба» (1978), «Терраса» (1980), «Злоумышленники, как всегда, неизвестны», «Парадигма» (оба – 1985), «Развлечения в частной жизни» (1989), «Россини» (1991), «Улисс и белый кит» (1992), «Пустыня в огне» (1997), «Ужин» (1998).
Поставил фильмы: «Алиби» (1968), «Без семьи» (1972) и др.
Великий офицер ордена «За заслуги перед Итальянской Республикой» (1987). Кавалер Большого креста ордена «За заслуги перед Итальянской Республикой» (1994). Золотая медаль «За вклад в развитие культуры и искусства» (1999).
Приз «Золотой лев» за вклад в мировой кинематограф (1996, Венецианский кинофестиваль).
В 2010 г. на Венецианском кинофестивале был представлен документальный фильм «Витторио рассказывает о Гасмане» и объявлено о вручении специальной награды (посмертно, как дань уважения заслугам актёра и режиссёра).