Фрейка Йиржи
Фре́йка Йи́ржи (Иржи Фрейка, Jiří Frejka) (6.4.1904, Утеховице-под-Стражиштем – 27.10.1952, Прага), чешский режиссёр, теоретик театра.
Представитель чешского авангардизма. Окончил философский факультет Карлова университета и драматическое отделение консерватории в Праге. В 1925 г. поставил с выпускниками Пражской консерватории спектакль «Цирк Дандена» по пьесе Мольера «Жорж Данден», используя приёмы цирка и балагана. Тогда же создал театральную секцию в объединении «Деветсил» («Коммунистический авангард работников искусств») и вместе с Й. Гонзлем основал в Праге «Освобождённый театр». Ставил социально острые и условные по форме спектакли: «Женщины на празднике Фесмофорий» Аристофана («Освобождённый театр», 1926), «Продавец мазей» по народному фарсу в обработке Э. Ф. Буриана (1928, театр «Дада», Прага) и др. В конце 1920-х – 1930-е гг. работал в Национальном театре («Озеро Укереве» В. Ванчуры, 1936; «Борис Годунов» А. С. Пушкина, 1937; «Ромео и Джульетта» У. Шекспира, 1938), в 1945–1950 гг. художественный руководитель театра «На Виноградах» («Мнимый больной» Мольера, 1946; «Горе от ума» А. С. Грибоедова, 1947; «Достигаев и другие» М. Горького, 1948). Подвергался критике за взгляды, не отвечавшие социалистическому официозу. В 1946–1952 гг. преподавал в пражской Академии искусств, откуда был уволен по политическим мотивам. Покончил с собой.