Фонд развития
Фонд разви́тия, часть средств федерального бюджета, являющаяся источником формирования бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение мероприятий государственных программ Российской Федерации в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством РФ. Предельный объём фонда устанавливается ежегодно федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период до 2024 г. достижения суммы до 3,5 трлн руб. (ст. 179.5 Бюджетного кодекса РФ).
Поскольку механизм исполнения расходных обязательств за счёт средств фонда бюджетным законодательством не был закреплён, а расходы федерального бюджета, предусмотренные за счёт средств фонда, не были классифицированы, Счётной палатой РФ в заключении к законопроекту № 802503-7 «О федеральном бюджете на 2020 г. и на плановый период 2021 и 2022 гг.» также было подтверждено, что мониторинг и контроль использования данных средств в ходе исполнения федерального бюджета представлялся затруднительным, что привело к бесконтрольному осуществлению операций с бюджетными средствами (Судебная практика по налоговым и финансовым спорам. 2019 год // Налоги и финансовое право. 2020. № 4. С. 8–157).
Учитывая изложенное, а также единство бюджетной классификации расходов, законопроектом № 938348-7 «О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ» было предложено сохранить в Бюджетном кодексе РФ (БК РФ) только положения п. 3 ст. 199 БК РФ в части общего объема расходов федерального бюджета.
В дальнейшем Федеральным законом от 31 июля 2020 г. № 263-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации» (вместе с «Нормативами распределения налоговых доходов от акцизов на средние дистилляты, производимые на территории РФ, в бюджеты субъектов РФ на 2020 г.») ст. 179.5 БК РФ, устанавливающая порядок формирования Фонда развития, была признана утратившей силу, а бюджетные ассигнования фонда распределены на финансовое обеспечение реализации мероприятий государственных программ.
Таким образом, на сегодняшний день механизм реализации одного из ключевых критериев оптимизации бюджетных расходов, препятствующий направлению средств налогоплательщиков на финансирование коммерческих проектов, до сих пор не создан на законодательном уровне (Васянина Е. Л. Проблемы реализации механизма бюджетного финансирования // Финансовое право. 2021. № 4. С. 26–29).