Экспедиция подводных работ особого назначения
Экспеди́ция подво́дных рабо́т специа́льного назначе́ния (ЭПРОН), специальная организация в СССР для проведения судоподъёмных, аварийно-спасательных и подводно-технических работ на морях, озёрах и реках. Образована в конце 1923 г., до 1931 г. находилась в ведении ОГПУ, затем подчинялась Наркомату путей сообщения, с 1936 г. – Наркомату водного транспорта, с 1939 г. – Наркомату морского флота. Создание ЭПРОН формально связано с поисками золота на затонувшем во время Крымской войны 1853–1855 гг. английском транспорте «Принс», однако её деятельность с самого начала охватывала широкий круг задач. В 1920-е гг. основной задачей являлся подъём затонувших кораблей и судов. Под эгидой ЭПРОН было объединено водолазное и судоподъёмное дело на всех морях и реках СССР. С 1931 г. на неё были возложены также аварийно-спасательные, водолазно-строительные и опытно-подводные работы. В оперативном отношении при выполнении аварийно-спасательных работ подчинялась наркому по военным и морским делам. В 1930-е гг. большой размах получили водолазные, гидротехнические и взрывные работы, выполняемые ЭПРОН при решении военных, промышленных, транспортных и других задач различными наркоматами и ведомствами СССР. Структура ЭПРОН, установившаяся к 1935 г., сохранялась без существенных изменений до начала Великой Отечественной войны 1941–1945 гг., когда она была подчинена Наркомату ВМФ. К этому времени в ЭПРОН числилось свыше 3 тыс. человек, в её состав входило 5 экспедиций (на каждом из флотов и Каспийской флотилии). Она имела подразделения в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург), Архангельске, Баку, Одессе, Новороссийске, Туапсе, Керчи, Астрахани, Владивостоке, Хабаровске. Корабельный состав включал: 28 спасательных судов, 50 водолазных ботов, несколько плавбаз для судоподъёмных работ, барж и других специализированных судов. В 1942 г. ЭПРОН преобразована в аварийно-спасательную службу ВМФ. За время деятельности силами ЭПРОН произведён подъём 450 кораблей и судов общим водоизмещением 210 тыс. т, спасено 188 аварийных судов.