Дора Маар
До́ра Маа́р (Dora Maar; настоящие имя и фамилия Генриетта Теодора Маркович, Henriette Theodora Markovitch) (1907–1997), французский фотограф и живописец. Училась в Центральном союзе декоративно-прикладного искусства, Академии Жюлиана и студии А. Лота в Париже (1926). Была близка к кругу сюрреалистов: Брассаю, А. Картье-Брессону, Мэн Рею, А. Бретону, Ж. Батайю, П. Элюару и др. Создавала фотомонтажи и коллажи, экспериментировала с рентгенограммами. Занималась рекламной фотографией, работала фотографом на съёмках фильма «Преступление господина Ланжа» (1936, режиссёр Ж. Ренуар). Её фотография «Портрет Убю» (1936, Центр Помпиду, Париж), крупноплановое изображение зародыша броненосца, стала эмблемой сюрреализма. В 1936–1945 гг. – муза П. Пикассо, который многократно изображал её («Плачущая женщина», 1937, Галерея Тейт, Лондон, и др.). Сама Маар засняла процесс создания одной из самых известных его работ «Герника» (1937, Центр искусств королевы Софии, Мадрид). В середине 1940-х гг., после расставания с ним, Маар переживала психологический кризис, проходила лечение у Ж. Лакана. В период связи с Пикассо оставила фотографию, обратившись к живописи, но в 1980-х гг. вернулась к фотоискусству, создавала фотограммы. Как живописец обрела признание лишь посмертно.