«Дневник путешествия Ибрахим-бека»
«Дневни́к путеше́ствия Ибрахи́м-бе́ка» (سیاحتنامه ابراهیمبیگ; «Дневник путешествия Ибрахим-бека, или Его злоключения из-за фанатической любви к родине»), роман Зайн аль-Абидина Марагаи на персидском языке. Первый том издан в 1888 г. в Стамбуле, в 1890 г. переиздан в Калькутте (ныне Колката), в 1895 г. – в Каире. Отдельные части с иллюстрациями печатались в азербайджанском сатирическом журнале «Молла Насреддин» (Тифлис, ныне Тбилиси). Второй и третий тома вышли в 1906 и 1909 гг. в Калькутте. Первый оригинальный роман социальной тематики в персидской литературе.
Задачу романа писатель сформулировал в предваряющем повествование «Обращении к читателям» как «искоренение существующих недостатков», под которыми подразумевались средневековые порядки каджарского Ирана. «Дневник…» написан с позиции передовой общественной мысли, на формировании которой сказалось многолетнее пребывание Марагаи в России, а также его контакты с иранскими интеллектуалами, издателями прогрессивных персоязычных газет «Ахтар» (اختر) в Стамбуле и «Хабл аль-матин» (حبل المتین) в Калькутте, существенно расширившими познания писателя в области европейской политической культуры.
Типологически роман схож с европейскими произведениями просветительского реализма: новый герой – представитель третьего сословия, действующий в реальных обстоятельствах, «соразмерный читателю», при этом обладающий высокими моральными качествами; назидательность повествования, связанная со стремлением донести до читателя общественные и нравственные идеи; документирование различных точек зрения и политических позиций иранцев.
Первый том написан в форме, имитирующей традиционный жанр путевых заметок сафар-наме. События заключены в рамку, содержащую предысторию появления у Зайн аль-Абидина Марагаи путевых заметок Ибрахим-бека – рождённого в Каире сына иранского торговца; в ней рассказчик настаивает на подлинности дневника и утверждает, что лично знаком с Ибрахим-беком. Главный герой путешествует в сопровождении своего учителя Мирзы Юсефа из Каира через Александрию в Стамбул, через Батум (ныне Батуми, Грузия) и Тифлис в Мешхед (Иран), далее по Ирану и обратно в Каир. Его странствие служит композиционной основой, на которую нанизаны зарисовки современной жизни и царящих в обществе нравов. Каждая глава представляет законченную историю, в которой разворачиваются картины разрухи и нищеты, безобразий и произвола, безнаказанно свершающихся в Иране. Даны детальные описания местного быта, указаны реально существующие населённые пункты, через которые проезжает герой, расстояния между ними, названия улиц, караван-сараев, размер платы за ночлег и т. п. Важное место занимают беседы, дискуссии, пространные монологи героя, разочарованного тем, насколько иранская действительность не совпадает с идеальной родиной из рассказов отца, его страстные обличения в адрес чиновничества всех уровней (включая сельских старост), а также изложение взглядов по поводу будущего страны, как правило в форме небольшого политического трактата (Ибрахим-бек выступает резонёром и «рупором» авторских идей). Образ главного героя одноплановый: это доверчивый и чистосердечный человек, который, как и автор романа, образован, просвещён и воспитан в патриотическом духе.
Во втором томе рассказывается о возвращении Ибрахим-бека в Каир, откуда он ведёт переписку со своим тегеранским другом. Не в силах вынести страданий за несчастную родину и поруганную честь некогда великого Ирана, герой умирает. Третий том – сон Мирзы Юсефа, в котором он странствует по раю и аду. Второй и третий тома не имели того общественного резонанса, который выпал на долю первого.
«Дневник путешествия Ибрахим-бека» ознаменовал начало перехода к современным литературным формам в персидской прозе. С появлением романа Марагаи реалистический вымысел как средство обобщения и типизации получил полные права в персидской литературе, и тем самым был открыт путь для произведений, изображающих современную действительность.
Роман сыграл важную роль в формировании в Иране общественных умонастроений, которые вылились в Иранскую революцию 1905–1911 гг.