Демор Жан
Демо́р Жан (Jean Demoor) (24.4.1867, Эттербек – 26.4.1941, Брюссель), бельгийский врач, дефектолог и педагог.
После окончания школы поступил в Брюссельский педагогический колледж, окончил его в 1886 г. В 1886–1889 гг. учился на факультете естественных наук Брюссельского свободного университета, в 1889–1892 гг. – на медицинском факультете, получил специальность врача.
Специализировался на исследовании всевозможных аномалий в умственном развитии и возможностей обучения умственно отсталых детей. В 1897 г. организовал т. н. вспомогательные школы – первые в Бельгии учебные заведения для детей с отставанием в развитии. В 1899–1937 гг. преподавал физиологию на медицинском факультете Брюссельского свободного университета. С 1919 г. действительный член Королевской академии медицины Бельгии.
В своих лекциях и печатных работах активно отстаивал необходимость общественной заботы об аномальных детях и обучения их в специальных учреждениях. Разработал систему функционирования школ для умственно отсталых детей, согласно которой учителя должны работать в тесном контакте с врачами и проводить большую работу с родителями учеников, способствуя оздоровлению семейных условий жизни детей. Составил методические рекомендации по преподаванию в этих школах конкретных учебных предметов. Согласно им, учебные программы школ для умственно отсталых детей должны быть основаны на принципе «полезности» – учить следует только тому, что содействует развитию умственных и физических способностей ребёнка и имеет практическое значение.
Демор отводил много места в учебном плане ручному труду, гимнастике, рисованию, пению, исправлению дефектов речи. Считал ненужным преподавание умственно отсталым детям абстрактных знаний, не имеющих практической пользы, в связи с чем выступал за максимальное сокращение учебных программ по каждому из предметов. Выступал за широкое применение методов обучения, развивающих способности и самостоятельность детей (ручные работы, самостоятельное наблюдение, экскурсии), считал недопустимым чисто словесное обучение. Основным критерием умственной отсталости детей Демор считал неспособность обучаться и воспитываться в обычных условиях.
Создал классификацию аномальных детей, впервые отделив причины умственной отсталости, связанные с патологическими нарушениями организма (медицински отсталые дети), от внешних причин, связанных с условиями воспитания (педагогически отсталые дети). При этом считал необходимым обучение педагогически запущенных детей, не получивших к определённому возрасту необходимых знаний и навыков, в тех же вспомогательных школах и по тем же учебным программам, что и умственно отсталых. Отношение Демора к «педагогически отсталым» детям было признано в педагогической науке ошибочным, уже многие современники критиковали его за неправомерное расширение понятия умственной отсталости и недостаток индивидуального подхода к ученикам.