Чалаян Хуссейн
Чалая́н Хуссе́йн (англ. Hussein Chalayan; тур. Hüseyin Çağlayan) (род. 12.8.1970, Никосия, Республика Кипр), британский дизайнер турецкого происхождения.
По воспоминаниям дизайнера, его мать прекрасно шила, что оказало на него значительное влияние. В 1978 г. родители Хуссейна развелись, его отец переехал в Великобританию, куда мальчик часто приезжал, в 1982 г. Х. Чалаян переехал в Лондон к отцу.
Учился в Центральном колледже искусств и дизайна Сент-Мартинс в Лондоне (1989–1993). Вдохновлялся творчеством К. Баленсиаги, Кавакубо Рэй, коллекциями «космической эры» 1960-х гг. П. Кардена и А. Куррежа. Выпускную коллекцию Чалаян назвал «Тангенциальные потоки» (1993) – в ней он обратился к теме смерти и воскрешения. Дизайнер на несколько месяцев закопал в землю шёлковые ткани вместе с металлической стружкой, в результате на материале появились следы ржавчины, а сам шёлк приобрёл полуистлевший вид. Предметы одежды из этой коллекции были выставлены в витринах универмага Browns в Лондоне.
Ключевые темы творчества Чалаяна – социальная изоляция, изменчивость, расставание; многие коллекции отразили его размышления о миграции, утрате и обретении дома, самоидентификации и потере идентичности. В его работах переплетаются искусное портновское мастерство и технологические новации, практичность и свобода творчества, из-за чего Чалаяна нередко сравнивали с А. Маккуином, а показы его коллекций – с перформансами.
В 1994 г. после стажировки у портного Т. Эвереста основал бренд прет-а-порте Hussein Chalayan (с 2010 – Chalayan) и компанию Cartesia Ltd. (ликвидирована в 2001; названа по латинизированной форме имени Р. Декарта – Ренатус Картезий), специализирующуюся на экспериментальных моделях одежды.
В первой подиумной коллекции «Cartesia» (осень/зима 1994), наряду с предметами из «погребённых» тканей, использовал тайвек – материал с фактурой, напоминающей смятую бумагу. В 1995 г. Чалаян создал из него белый пиджак, в котором Бьорк снялась для обложки своего альбома «Post». В том же году на Лондонской неделе моды дизайнер представил коллекцию «Вдоль ложного экватора» (осень/зима 1995), где соседствовали повседневные и деловые образы, костюмы и пальто из тайвека, жакеты с акцентированным плечевым швом и т. д. Чалаян использовал светящиеся в темноте принты, напоминающие треки кораблей или самолётов на радаре. Примечательный элемент коллекции – деревянный корсет с металлическими застёжками.
Чалаян часто обращался к теме авиации: коллекцию «Echoform» (осень/зима 1999) открывало платье «Самолёт», собранное из пластин, похожих на детали фюзеляжа. В коллекции весна/лето 2000 «"Раньше" минус "сейчас"» («Before minus now»; совместно с компанией B Consultants) Чалаян представил платье «Пульт управления» из панелей, используемых в авиастроении. Оно управлялось дистанционно, и, подобно закрылкам, панели поднимались во время показа, обнажая слои нежно-розового тюля.
В показах Чалаяна соединяются перформативные, театральные и хореографические элементы. В коллекции «Между» (весна/лето 1998) дизайнер использовал чадру, исследуя связанные с ней культурные, религиозные и телесные сюжеты. От модели к модели он менял длину чадры: так, у первой модели она достигала икр, а у последней, полностью обнажённой, чёрная ткань покрывала только лицо. В 1999 г. дизайнер создал из тайвека «Авиапочтовое платье», которое складывалось в узнаваемый конверт с сине-бело-красно каймой – на нём можно было что-либо написать и отправить почтой, что, по замыслу Чалаяна, сравнимо с «отправкой собственной тени» (Dress // The Met).
Тема эмиграции, связанная с историей семьи дизайнера, наиболее заметно проявилась в коллекции «Послесловие» (осень/зима 2000). Под пение фольклорного квартета Bulgarka Junior Quartet, исполнявшего народные болгарские песни, модели демонстрировали многослойные пальто и платья, практичные дорожные костюмы, блузки и юбки с цветочными принтами. Затем модели снимали чехлы с установленных на сцене кресел и стульев и надевали их, сама мебель трансформировалась в чемоданы. В финале показа одна из моделей надевала на себя деревянный журнальный столик, раскладывающийся в телескопическую юбку.
Чалаян широко использовал визуальные эффекты. Для коллекции «Сто одиннадцать» (весна/лето 2007) дизайнер совместно с инженерами и программистами создал платья, которые трансформировались в процессе показа и оставляли модель полностью обнажённой в финале. В коллекцию «В полёте» (осень/зима 2007) вошло платье с экраном, демонстрировавшим спутниковые снимки Земли из проекта Google Earth. Коллекция «Чтения» (весна/лето 2008) запомнилась публике платьем, вдохновлённым образами божеств солнца: оно было усыпано кристаллами производства фирмы Swarovski, отражающими красные лазерные лучи. На показе коллекции «Времяпрепровождение» (весна/лето 2016) две модели оказывались под душем, растворяющим верхние слои одежды и обнажающим платья под ними. Показ коллекции весна/лето 2017 был создан совместно с компанией Intel: на моделях закреплялись датчики, измеряющие уровень их стресса и транслирующие данные на экран.
В 2002 г. Чалаян запустил линию мужской одежды, в 2004 г. – диффузную линию Chalayan by Hussein Chalayan, в 2011 г. – Grey label.
В 2004 г. открыл магазин своего бренда в Токио, в 2015 г. – в Лондоне.
Дизайнер-консультант нью-йоркской трикотажной марки TSE (1998–2001). Креативный директор линии прет-а-порте британской фирмы Asprey (2001–2004) и производителя спортивной одежды Puma (2008–2013).
Сотрудничал с фирмами Gibo (2001–2008), Via bus stop (с 2004), Daylight (с 2015), Marks & Spencer, Topshop, Swarovski, YOOX, брендами J Brand, Mavi Jeans, Vionnet, AMII, выпустил коллекцию одежды совместно с производителем электромобилей NIO.
В 2014–2019 гг. преподавал в Школе прикладных искусств в Вене. Профессор Высшего училища техники и экономики в Берлине (с 2019). Руководил арт-резиденцией «Трансформируемая мода» в рамках лаборатории «Самосборка» при Массачусетском технологическом институте (2019–2021).
Работал как художник по костюмам, режиссёр театра и кино. Во время показа коллекций «Чревовещание» (весна/лето 2001) и «Временные размышления» (весна/лето 2004) демонстрировались короткометражные фильмы авторства Чалаяна. Как режиссёр также создал короткометражные фильмы «Anaesthetics» (от англ. anesthetic – обезболивающее и aesthetic – эстетика; 2004) и «Отсутствующее присутствие» (2005) с Т. Суинтон в главной роли (фильм составлял экспозицию павильона Турции на Венецианской биеннале в 2005).
В 2015 г. в лондонском театре «Сэдлерс-Уэллс» состоялась премьера его хореографического спектакля «Гравитационная усталость».
Работал над костюмами для постановки оперы «Похищение из сераля» В. А. Моцарта в Немецкой опере в Берлине (2016).
В рамках персональной выставки дизайнера в лондонской галерее Lisson Gallery была представлена созданная им инсталляция «I am sad Leyla» («Мне грустно, Лейла», 2010).
Член ордена Британской империи (2006).