Бубликов Тимофей Семёнович
Бу́бликов Тимофе́й Семёнович (около 1748 – около 1815), российский танцовщик, педагог, балетмейстер, один из первых отечественных профессиональных артистов балета.
Учился в Театральной школе, организованной в 1755 г. при труппе великого князя Петра Фёдоровича в Ораниенбауме (ныне Ломоносов). В августе 1762 г., после расформирования по указу Екатерины II театра и школы в Ораниенбауме, принят в балетную труппу Итальянской компании в Санкт-Петербурге, где вскоре занял ведущее положение. По свидетельству писателя С. А. Порошина (наставник цесаревича Павла Петровича), танцовщик имел большой успех уже в одной из ранних ролей – в балете «Охотники» («Балет с зайцем», 1764; Петербургский балет. 2014. С. 112). В декабре 1764 г. вышел указ императрицы о том, чтобы «находящегося в службе при дворе нашем танцовальщика Тимофея Бубликова для лучшего танцованию обучения отпустить в чужие края на два года» (Петербургский балет. 2014. С. 117). В 1765–1767 гг. Бубликов совершенствовался в Европе, с успехом выступал в Вене. По возвращении вошёл в петербургскую придворную балетную труппу, до 1785 г. ведущий танцовщик, получил придворный чин и звание танцмейстера Императорского двора, а также наибольшую пенсию (1500 руб. в год).
Танцовщик героического плана и даровитый актёр прославился в партиях: Сатир («Возвращение Аполлона на Парнас» Й. Штарцера, 1763, балетмейстер Ф. Хильфердинг), Альцинд и Ростислав [«Торжествующая Минерва, или Побеждённое предрассуждение» (1768) и «Семира» (1772) на музыку Г. Анджолини], Ренольд («Армида и Ренольд» Г. Ф. Раупаха, 1769), Пигмалион («Пигмалион», 1776; все – балетмейстер Анджолини), Персей («Андромеда» Раупаха, 1772, балетмейстер П. Гранже). Солировал с французской танцовщицей Бурнонвиль в «Балете пастухов и пастушек» и с итальянкой С. Обри в «Балете греческого народа» при опере «Олимпиада» Т. Траэтты (оба – 1769), участвовал в балете «Новые аргонавты» Д. Шпрингера (1770), в балетах при операх «Ифигения в Тавриде» Б. Галуппи (1768), «Люцинда и Армидор» (1777) и «Ахилл в Сцире» (1778) Дж. Паизиелло; все – балетмейстер Анджолини; в постановках А. Питро – балет при опере «Антигон» Траэтты (1772), балет «Эней и Лавиния» Раупаха (1773, Турн); Гранже – балеты при операх «Купидон и Псиша» Траэтты (1773), «Армида» А. Сальери (1774), «Луций Вер» Траэтты (1774) и др.
Поставил балеты: «Диана и Ендимион» Раупаха (1774, партия Ендимиона), «Юпитер и Семела» Раупаха («Семела и Юпитер», 1774, партия Юпитера) и др.
С 1777 г. преподавал в Санкт-Петербургской танцевальной школе (ныне Академия русского балета имени А. Я. Вагановой). В 1795–1799 гг. танцмейстер крепостного театра графа Н. П. Шереметева в Останкино.