Брючная роль
Брю́чная роль (англ. breeches part; нем. Hosenrolle), мужская роль, исполняемая женщиной. Синоним термина травести. В оперном театре обычно рассчитана на певиц голосового амплуа меццо-сопрано или контральто. Использование брючных ролей распространилось повсеместно в конце 17 в. Встречается в партиях персонажей-юношей: Секст («Юлий Цезарь» Г. Ф. Генделя, 1724), Керубино («Свадьба Фигаро» В. А. Моцарта, 1786), Ромео («Капулети и Монтекки» В. Беллини, 1830), Ваня («Жизнь за царя» М. И. Глинки, 1836), Асканио («Бенвенуто Челлини» Г. Берлиоза, 1838), Оскар («Бал-маскарад» Дж. Верди, 1859), Зибель («Фауст» Ш. Гуно, 1859), Фёдор («Борис Годунов» М. П. Мусоргского, 1-я редакция 1869), Гензель («Гензель и Гретель» Э. Хумпердинка, 1893), Октавиан («Кавалер розы» Р. Штрауса, 1911), Композитор («Ариадна на Наксосе» Штрауса, редакция 1916); а также в партиях персонажей-мужчин: Готфрид («Ринальдо» Генделя, 1711), Дардан и Органдо («Амадис Гальский» Генделя, 1715), Радамист (одноимённая опера Генделя, 1720), Секст («Милосердия Тита» Моцарта, 1791), Танкред (одноимённая опера Дж. Россини, 1813), Арзаче («Семирамида» Россини, 1823), Орловский («Летучая мышь» И. Штрауса, 1874), Вальтер («Валли» А. Каталани, 1892) и др. В современной опере используется реже: Калибан в «Буре» Дж. Итона (1985), Керубино в «Призраках Версаля» Дж. Корильяно (1991, на основе трилогии П.-О. де Бомарше о Фигаро).