Бим-Бад Борис Михайлович
Бим-Бад Бори́с Миха́йлович (28.12.1941, Илецкая Защита Чкаловской области, ныне Соль-Илецк, Оренбургская область – 1.3.2023, Москва), российский педагог. В 1958 г. окончил в Москве среднюю школу, на следующий год стал студентом филологического факультета Петрозаводского государственного университета, затем поступил на исторический факультет Московского государственного педагогического института имени В. И. Ленина, окончил его в 1964 г. В 1964–1965 гг. проходил службу в армии. В 1965–1968 гг. работал школьным учителем истории и литературы, тогда же начал писать статьи по педагогике и проблемам преподавания истории. С 1968 г. научный сотрудник Академии педагогических наук СССР. В 1970 г. защитил кандидатскую диссертацию «Историко-социальное школьное образование в странах буржуазного Запада». В 1973–1985 гг. занимался обучением и изучением слепоглухих детей в детском доме в Загорске (ныне Сергиев Посад) Московской области, также работал со слепоглухими студентами психологического факультета Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова. В период перестройки стал одним из первых советских педагогов, выступивших за пересмотр утвердившегося в 1930-х гг. отношения к педагогической антропологии и её ведущему направлению – педологии – как к лженауке, способствовал возрождению научно-педагогических исследований в этой области. В 1987–1989 гг. входил в состав временных научно-исследовательских коллективов «Школа» и «Школа-1», занимавшихся разработкой новых моделей отечественного образования. В 1989 г. руководил созданием Российского открытого университета – первого в СССР негосударственного высшего учебного заведения, стал его ректором. В 1992 г. избран академиком Российской академии образования. В 1994 г. защитил докторскую диссертацию «Антропологические основания важнейших течений в мировой педагогике». В 1995 г. руководимый Бим-Бадом Российский открытый университет был объединён с Институтом повышения квалификации педагогов и психологов и преобразован в Университет Российской академии образования; Бим-Бад оставался его ректором до 2003 г. Автор более 200 научных работ и учебных пособий по педагогической антропологии, философии образования, истории педагогики, теории воспитания. Согласно разработанной Бим-Бадом концепции педагогической антропологии, человек рассматривается как воспитатель и воспитуемый одновременно, а одна из главных задач педагога – научить ученика быть счастливым. Бим-Бад являлся главным редактором «Педагогического энциклопедического словаря» (2003), в 2001–2002 гг. был ведущим телепередачи «Я знаю всё!».