Бенеке Фридрих Эдуард
Бе́неке Фри́дрих Эдуа́рд (17.2.1798, Берлин – 1.3.1854, там же), немецкий психолог и педагог. Ведущей психологической наукой считал эмпирическую психологию, базирующуюся на анализе фактов самосознания. Вслед за И. Ф. Гербартом критиковал теорию абстрактных душевных способностей и считал, что психология должна исследовать душевные явления во взаимной связи, выявляя основные закономерности их образования. Педагогику рассматривал лишь как прикладную психологию, подчёркивая, что цели и задачи воспитания и обучения заключаются в правильном развитии психических продуктов и форм.
Основной педагогический труд Бенеке – «Руководство к воспитанию и учению» («Erziehungs- und Unterrichtslehre», Bd 1–2, 1835–1836) – переведён на русский язык Н. Х. Весселем (1871–1872). Внимание русских педагогов привлекли идеи о значительных возможностях духовной жизни взрослого человека по сравнению с детскими её проявлениями, о равенстве врождённых способностей детей. В русской педагогической науке получил развитие тезис Бенеке о педагогическом руководстве как использовании внешних раздражителей в желаемом для воспитания направлении, т. е. о развитии и обогащении врождённых способностей. На суждения Бенеке опирался К. Д. Ушинский в своём главном труде «Человек как предмет воспитания» (тома 1–2, 1868–1869).