Бекфорд Джеймс Артур
Бе́кфорд Джеймс А́ртур (James Arthur Beckford) (1.12.1942–10.5.2022), британский социолог религии, специалист по новым религиозным движениям и их восприятию в обществе. Вместе с А. Баркер является одним из пионеров использования термина «новые религиозные движения». Заслуженный профессор социологии Уорикского университета (с 2008), член Британской академии (с 2004).
В 1988–1989 гг. президент Ассоциации социологии религии, с 1999 по 2003 гг. – президент Международного общества социологии религии. Основатель группы по социологии религии в рамках Британской социологической ассоциации (1975) и её председатель с 1978 по 1983 гг. Президент исследовательского комитета по социологии религии Международной социологической ассоциации (1982–1986). Председатель общественной организации «Информ» (1994–1995), редактор журнала Current Sociology (1980–1987). С 1998 по 2008 гг. член редакционного совета журнала The British Journal of Sociology. Бекфорд преподавал в Редингском, Даремском университетах и Чикагском университете Лойолы. Был приглашённым профессором во Франции в Высшей школе социальных наук и Высшей школе практических занятий. В 2017 г. Бекфорд получил награду за вклад в социологию религии, присуждаемую Ассоциацией социологии религии.
Диссертация Бекфорда (опубликована в 1975), посвящённая Свидетелям Иеговы (деятельность Свидетелей Иеговы запрещена на территории РФ), «Труба пророчества: социологический анализ Свидетелей Иеговы» («The Trumpet of Prophecy. A Sociological Analysis of Jehovah’s Witnesses»), – одно из первых исследований этой организации.
В основном его работы посвящены новым религиозным движениям и реакции на них в обществе. Проводил эмпирические исследования антикультового движения в Великобритании, Франции, Германии, анализировал репрезентацию новых религиозных движений в СМИ. Считает, что реакция на эти движения не менее важна для анализа общества, чем сами движения. Вместе с А. Баркер является одним из пионеров использования термина «новые религиозные движения». Предложил классифицировать такие движения на основании того, как члены и бывшие члены группы относятся друг к другу, к обществу, к социальным процессам.
Широко использует японскую и европейскую континентальную литературу, ведёт полевые исследования во многих странах (например, сравнительное исследование религиозности мусульман, находящихся в тюремном заключении во Франции и Великобритании «Мусульмане в тюрьме: вызовы и перемены в Великобритании и Франции», «Muslims in Prison: Challenge and Change in Britain and France», 2005). Призывает социологов религии взаимодействовать со смежными дисциплинами, использовать широкий круг теорий для возвращения социологии на место системообразующей религиоведческой дисциплины, а также центрального раздела социологии, какой она была во времена отцов-основателей этой науки («Религия и развитое индустриальное общество», «Religion and Advanced Industrial Society», 1989).