Бажанов Аскольд Алексеевич
Бажа́нов Аско́льд Алексе́евич [21.7.1934, село Ристикент (ныне затоплено) Кольско-Лопарского района Ленинградской области, ныне Кольский район, Мурманская область – 15.10.2012, посёлок Ревда Ловозерского района Мурманской области], саамский поэт, прозаик. Писал на русском языке. Один из самых известных саамских поэтов России.
Из семьи потомственных оленеводов. До начала Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. с родителями жил в селе (ныне посёлок) Восмус Кольского района Мурманской области; учился в школе-интернате в селе Юркино (ныне затоплено) того же района. По окончании 4-го класса работал подпаском (помощник пастуха) в колхозе «Восмус».
В 1952 г., после 7-го класса школы-интерната г. Кола, стал студентом подготовительного отделения факультета народов Крайнего Севера (ныне Институт народов Севера) Ленинградского государственного педагогического института имени А. И. Герцена, затем, в 1956 г., поступил на физико-математический факультет; на 3-м курсе по семейным обстоятельствам прервал учёбу и вернулся на родину.
В 1960-х гг. в посёлке Пулозеро Кольского района работал электромонтёром, в селе Ловозеро Ловозерского района – трактористом в колхозе «Тундра», в соседнем посёлке Ревда, где проживал до конца дней, – электрослесарем на руднике «Карнасурт», электромехаником на Ловозерском горно-обогатительном комбинате, электромонтёром в охране по сигнализации.
Стоял у истоков Мурманской общественной организации «Ассоциация кольских саамов» (основана в 1989, зарегистрирована в 1990). Неоднократно принимал участие в ежегодном празднике День саамского слова (отмечается с 1989 в рамках Дней славянской письменности и культуры). Делегат 1-го съезда коренных малочисленных народов Севера, состоявшегося 30–31 марта 1990 г. в Москве.
Первые стихотворные опыты Бажанова относятся к школьным годам. Как поэт он активно выступал с 1965 г. в газете «Ловозерская правда», а затем и в других местных изданиях. Печатался в коллективных сборниках «Сказание о счастье» (1974), «Ступени (1979), «Близок Крайний Север» (1982), «Последнее пришествие» (1998), «Здесь начинаются дороги» (2001), «Поэзия народов Крайнего Севера и Дальнего Востока России» (2002), «Спешит в Ловозеро оленевод» (2007) и др.
Первый поэтический сборник Бажанова «Солнце над тундрой», изданный в Мурманске в 1983 г., сразу принёс ему признание среди российских саамов. Вошедшие в книгу стихотворения разных лет посвящены главным образом детству и родному краю.
Тема памяти – одна из центральных в творчестве Бажанова. В стихотворении «В неброском тундровом местечке…» воспоминания о детских годах, проведённых на «северной опушке», оказывают на лирического героя живительное воздействие, переносят из тяжёлого настоящего в счастливое прошлое:
<...>
А память требует вернуться,
волной манит к себе река,
и детство в одежонке куцей
зовёт к себе издалека.
В нём очутившись, забываешь
и счёт годам, и горечь бед.
Уж не вода ли здесь живая?..
А говорят, что чуда нет.
В стихотворении «Сказки Пушкина» лирический герой описывает смешной случай из детства, когда во время чтения ему «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях» (1834) А. С. Пушкина он переживал за судьбу главной героини и пытался её спасти:
<...>
Я, со слезами на глазах,
просил на том остановиться,
хотел царевне подсказать:
"Не подпускай колдунью к дому!..
И ты, Соколко, умный пёс!.."
И я сбежал бы звать на помощь
в чём был, не глядя на мороз,
коль голос бабушки спокойный
я б не услышал за собой:
– Куда ты, внучек? Полно, полно,
ведь это ж сказка, бог с тобой!
Быт и культурное наследие предков – одни из главных тем сборника «Солнце над тундрой». Во многих стихотворениях лирический герой увлечённо описывает жизнь оленеводов, призывает чтить и бережно хранить саамские традиции и обычаи. В стихотворении «Обычай предков» хранителем памяти поколений выступает его дед, прививавший внуку ценности их родного народа:
<...>
Как хотел он, чтобы внук
стал оленеводом,
чтоб охотиться умел,
мог закинуть сети,
чтоб удачлив был и смел,
да и быстр как ветер!
Чтобы с тундрой в дружбе жил,
был её полпредом
и взахлёб её любил –
как и наши деды!
Природа у Бажанова зачастую одушевлена; важное место занимают образы солнечного света и суровой природы тундры. В стихотворении «Первое солнце», открывающем сборник, возникает мифологический мотив борьбы света и тьмы; рассвет над Хибинами после полярной ночи осмысляется как появление костра, зажжённого потусторонними силами:
Ночью длинной, ночью тёмной
в седловине между гор
кто-то добрый и огромный
на снегу разжёг костёр.
И костёр тот, разгораясь,
сыпал в тундру тучи искр,
ночь от сопок отрывая
и бросая клочья вниз.
<...>
Н. П. Большакова, исследовательница творчества Бажанова, называет его «солнцепоклонником», т. к. «солнце или мечты о нём мы находим почти в каждом его стихотворении и прозаическом произведении... <…> ...Солнце в поэзии Бажанова становится для нас зримым, осязаемым, живым существом» (Альманах саамской литературы. Москва, 2019. С. 371).
В некоторых стихотворениях (например, «Тулома» и «Кто сказал, что северных оленей…») звучат минорные ноты, навеянные размышлениями о покинутых кольских посёлках, появлении машинной техники, наносящей вред природе и нарушающей традиционный уклад саамов.
С 1986 г. в газете «Ловозерская правда» частями выходила повесть Бажанова «Белый олень» (издана книгой в 2007), переведённая в дальнейшем на саамские языки – северносаамский (1996) и кильдинский (1996). В основе сюжета – повседневная жизнь саамского подростка-пастуха Данилки, его взаимоотношения с семьёй и сверстниками. По ходу повествования главный герой предстаёт трудолюбивым, честным, уважающим старших юношей, который искренне любит родину и предан своему делу. Ради мечты – победить в гонке на упряжках на Празднике Севера – Данилка приручает белого, самого быстрого оленя, однако в последний момент, послушавшись отца, передаёт животное и право выступить старшему брату.
В повести «Белый олень» детально и красочно описана жизнь кольских саамов, их нравственные ценности и традиции. Произведение включает не только прозаические, но и поэтические части – стихотворения главного героя, вторящие его настроению и чувствам. В последней главе, «Легенда северного леса», содержащей сказку о девушке, которая после ряда испытаний становится женой пастуха, ощутимо влияние саамского фольклора.
Второй и последний прижизненный сборник Бажанова, «Стихи и поэмы о саамском крае», вышел в 2009 г. в Берлине на русском и английском языках. Многие стихотворения в нём посвящены природе, при этом они философичны, проникнуты меланхолией и грустью. Быстротечность жизни – одна из основных тем книги. Картины прошлого и настоящего, как правило, противопоставлены; лирический сюжет разворачивается на фоне заполярной природы в разные времена года, которые могут олицетворяться. Так, в стихотворении «Пролетело отрадное времечко…» осень и зима описаны как соперницы:
<...>
Не наряды ей дороги летние,
гложет женщину-осень тоска,
не легко ей ужиться со сплетнею:
что зима, мол, с морозом близка.
Да, зима одевается девушкой
в дорогой подвенечный наряд,
с ней соперничать осени – где уж там!
Только листья, как уши, горят.
<...>
Тема Великой Отечественной войны нередко звучит в стихотворениях Бажанова, посвящённых детству и прошлому. Мотив ответственности – один из главных в его творчестве. Показательно в этом отношении стихотворение «Я виноват, что нет в живых отца…», построенное на анафорах и синтаксических параллелизмах:
Я виноват, что нет в живых отца,
и что олень мой в стаде не пасётся.
Я виноват, что не обрёл крыльца,
которое родительским зовётся.
Я виноват, что надорвалась мать
в сплошном послевоенном лихолетье.
Я виноват, что не сумел понять,
откуда дул на нас смертельный ветер!
<...>
На стихи Бажанова написано несколько песен: «Спешит в Ловозеро оленевод» (музыка В. Д. Гуринова), «Горняки» (музыка А. Г. Мурина) и др.