Бастиан Адольф
Ба́стиан Адо́льф (Филипп Вильгельм Адольф Бастиан; Philipp Wilhelm Adolf Bastian) (26.6.1826, Бремен, ныне Германия – 2.2.1905, Порт-оф-Спейн, Тринидад и Тобаго), немецкий этнолог. Получил юридическое образование в Гейдельбергском университете, затем медицинское в университетах Берлина, Йены, Вюрцбурга и в Карловом университете в Праге. В 1851–1859 гг. судовым врачом побывал в Австралии, Новой Зеландии, Перу, Вест-Индии, Мексике, Калифорнии, Китае, на островах Малайского архипелага, в Индии, на Ближнем Востоке и в Африке. Продолжал этнографические экспедиции до конца жизни (в Африку, Южную Америку, Южную, Восточную и Юго-Восточную Азию, Австралию). С 1866 г. преподавал этнологию в Берлинском университете, где хранилась (с 1868) его этнографическая коллекция, позднее (1886) составившая основу возглавленного им Королевского этнографического музея (ныне Берлинский этнологический музей). Совместно с Р. Вирховом в 1869 г. создал берлинское Общество антропологии, этнологии и доистории и издавал «Журнал этнологии» (Zeitschrift für Ethnologie), в 1870 г. организовал Общество исследований Центральной Африки, в 1878 г. – Германское африканское общество Берлина, активно сотрудничавшее с германскими колониальными властями.
Основное понятие теории Бастиана – «элементарные идеи» (Elementargedanken), универсальные для всего человечества формы мышления, которые находят выражение в «народных понятиях» (Völkergedanken) и определяют изначальное сходство культур. Всеобщность «элементарных идей» Бастиан объяснял «психическим единством человечества» как единого биологического вида (в противоположность большинству современных ему учёных Бастиан придерживался моногенетического взгляда на происхождение рас). Позднее исходная культурная униформность человечества сменяется сходством культур в пределах региональных общностей под воздействием географических, социальных и исторических факторов. В рамках теории эволюционизма Бастиан заложил основы сравнительно-исторического метода, разработанного Э. Б. Тайлором. Сравнительные исследования Бастиана, в которых статус важнейшего фактора сходства и различия культур придавался миграциям и контактам, а не ступеням развития, составили одну из предпосылок появления диффузионизма, прямо повлияв на В. Шмидта и Ф. Боаса. Через Боаса психологический подход Бастиана к культуре оказал воздействие на формирование этнопсихологии.