Балле Сольвай
Ба́лле Со́львай (Solvej Balle) (род. 16.8.1962, Бовруп), датская писательница, издатель. Представитель минимализма.
В 1980-х гг. изучала литературоведение и философию в Копенгагенском университете, в 1987–1989 гг. обучалась в местной Школе писателя (Forfatterskolen). В 1994–1997 гг. редактор литературного журнала Den Blå Port («Голубые ворота»). В 2010 г. основала издательство Pelagraf, в котором с 2013 г. выходят её произведения.
Дебютировала в литературе романом «Лирохвост» («Lyrefugl», 1986), восходящим к традиции робинзонад: главная героиня, типичная представительница западной цивилизации, в результате авиакатастрофы попадает на необитаемый остров, где пытается освоить и упорядочить новый для себя мир.
В прозаическом цикле «Согласно закону. Четыре повести о человеке» («Ifølge loven. Fire beretninger om mennesket», 1993) изобразила людей, одержимых сверхценными для них идеями: биохимик стремится разгадать тайну прямохождения, студентка юридического факультета – познать чувство боли, математик – достичь абсолютного нуля, минимизируя волевые действия, а скульптор-портретист – слиться с миром неодушевлённых вещей, совершив самоубийство. Обособленные повествования, каждому из которых предпослан параграф юридического, нравственного или физического закона, образуют неразрывное смысловое единство.
В последние десятилетия 20 в., ознаменованные расцветом минимализма в датской литературе и искусстве в целом, получили популярность короткие прозаические тексты, сочетающие признаки эпоса (романа, новеллы) и лирики. Принципы минимализма в творчестве Балле отчётливо проявились в сборниках «&» («&», 1990), «Или» («Eller», 1998), «Если» («Hvis», 2013) и «То» («Så», 2013), которые в жанровом отношении находятся на стыке т. н. точечного романа и стихотворения в прозе. Тексты содержат одинаковое количество самостоятельных разделов, состоящих, в свою очередь, из независимых фрагментов; действующие лица обезличены, лишены индивидуальности, описания носят отрешённо-констатирующий характер. Все четыре книги связаны между собой сквозными лейтмотивами, идентичны по расположению материала и графическому оформлению.
В произведении «Фрюдендаль – и другие заложники» («Frydendal – og andre gidsler», 2008) с подзаголовком «Мемуарное эссе» (Erindringsessay) соединились черты художественно-публицистической и лирической прозы. Личная история главной героини (alter ego автора) и история её рода становятся фоном для критических размышлений на такие философские темы, как справедливость, вина, вера, смысл жизни, время, традиция, прогресс.
Природа времени и пространства осмысляется в романе «Вычисление объёма» («Om udregning af rumfang», ч. 1–2, 2020), написанном в русле фантастического реализма. Действие произведения происходит в вымышленном городке на севере Франции, в основе сюжета – история женщины, попавшей во временную петлю; каждое утро она просыпается в один и тот же день, при том что для её мужа время идёт обычным образом.
Балле принадлежит к поколению датских модернистов 1980–1990-х гг., творчество которых отличается жанровыми (прежде всего формальными) экспериментами. Основная тематика её произведений – философские вопросы мироздания. Стилю автора свойственны изящество, простота, минималистичность и отточенность.
В 2005 г. вышло философско-искусствоведческое эссе Балле «Искусство невозможного» («Det umuliges kunst»), в котором она размышляет о месте и роли искусства в современном мире.
Литературная премия послов франкоязычных стран (2001). Пожизненная стипендия Датского фонда искусств (2009).