Автомат перекоса
Автома́т переко́са, механизм в системе управления несущим винтом вертолёта, позволяющий регулировать тягу (подъёмную силу) винта и изменять её направление, обеспечивая управляемость вертолёта. В зависимости от конструкции (при одинаковом принципе действия) различают автоматы перекоса кольцевого типа, рычажные, кривошипные, типа «паук». Наибольшее распространение получил автомат перекоса кольцевого типа, изобретённый Б. Н. Юрьевым в 1911 г. В таком автомате перекоса под втулкой несущего винта установлены два кольца, объединённые подшипником качения в «тарелку». Наружное (вращающееся) кольцо «тарелки» соединено с лопастями несущего винта посредством рычагов и тяг, которые при изменении положения «тарелки» поворачивают лопасти вокруг их осей. Внутреннее (невращающееся) кольцо посредством кардана закреплено на ползуне, который можно перемещать вдоль вала несущего винта. Т. о., поднимая (опуская) ползун, удаётся одновременно одинаково изменять углы установки всех лопастей винта, т. е. регулировать подъёмную силу и тягу несущего винта, обеспечивая управление вертолётом по высоте – набирать высоту, снижаться, «висеть» в воздухе. При перекосе «тарелки» (её наклоне относительно вала) в течение одного оборота винта углы установки лопастей будут изменяться циклически, по гармоническому закону, увеличиваясь на одной части диска вращающегося несущего винта и уменьшаясь на противоположной, что приводит к изменению направления вектора подъёмной силы винта. Таким образом, меняя наклон «тарелки», можно управлять движением вертолёта – совершать полёт вперёд, назад, вбок.