Аверьянов Вячеслав Юрьевич
Аверья́нов Вячесла́в Ю́рьевич (род. 15.9.1959, Белорецк, Башкирия), Герой Российской Федерации (2001), заслуженный лётчик-испытатель Российской Федерации (2006), капитан (1985). В Вооружённых Силах СССР с 1976 г. В 1980 г. окончил Ейское высшее военное авиационное ордена Ленина училище лётчиков имени дважды Героя Советского Союза летчика-космонавта СССР В. М. Комарова, проходил службу в этом же училище в должности лётчика-инструктора. С 1985 г. в запасе.
В 1986 г. окончил Школу лётчиков-испытателей имени А. В. Федотова. В 1986–1989 гг. работал лётчиком-испытателем на Комсомольском-на-Амуре авиационном заводе имени Ю. А. Гагарина. Испытывал серийно производившиеся на заводе сверхзвуковые учебно-тренировочные самолёты Су-17УМ3, сверхзвуковые истребители-бомбардировщики Су-17М4 и Су-22М4, сверхзвуковые истребители Су-27, а также их модификации.
В 1989–2007 гг. работал лётчиком-испытателем в Опытно-конструкторском бюро (ОКБ) имени П. О. Сухого (в 2002–2007 заместитель начальника лётной службы ОКБ). Участвовал в испытаниях боевых самолётов Су-17, Су-24, Су-25, Су-27, Су-30, Су-33, Су-34, Су-35 и их многочисленных модификаций.
1 июля 1997 г. выполнил 1-й полёт сверхманёвренного сверхзвукового многофункционального истребителя (МФИ) Су-30МКИ, предназначенного для поставки в Республику Индия, и провёл испытания истребителя. 23 марта 1998 г. поднял в небо 2-й опытный экземпляр этого самолёта. Самолёт Су-30МКИ имел новую систему управления и двигатели с изменяемым вектором тяги. Совместно с ведущими аэродинамиками ОКБ имени П. О. Сухого Аверьянов разработал методику управления данным типом самолёта, позволившую выполнять уникальные фигуры высшего пилотажа на околонулевых скоростях и применять новые эффективные приёмы ближнего воздушного боя, которые не мог повторить ни один существовавший в то время истребитель.
12 июня 1999 г. при выполнении демонстрационного полёта накануне открытия Международного авиакосмического салона «Париж-Ле-Бурже» (Франция) истребитель Су-30МКИ, который пилотировали лётчик-испытатель Аверьянов и штурман-испытатель В. Г. Шендрик, задел землю хвостовой частью и загорелся. Экипаж благополучно катапультировался.
26 ноября 2000 г. со вторым лётчиком, Р. В. Кондратьевым, поднял в небо 3-й (предсерийный) самолёт Су-30МКИ, оснащённый полным комплектом бортового оборудования, и провёл его испытания.
В феврале 2005 г. Аверьянов и лётчик-испытатель Р. А. Бариев впервые в мире выполнили на тяжёлом многофункциональном фронтовом истребителе Су-30МКИ пуски ракет по воздушным целям из режимов «управляемый штопор» и «колокол» и поразили цели. Данный приём стал принципиально новой страницей в теории воздушного боя.
23 мая 2006 г. лётчики-испытатели С. В. Костин и Аверьянов совершили первый полёт сверхзвукового МФИ Су-30МКМ (предназначенного для поставки в Республику Малайзия) и затем провели его испытания.
Активно участвовал в освоении и доводке новых образцов авиационной техники, неоднократно при аварийных ситуациях спасал новые образцы техники, проявляя мужество и героизм. Демонстрировал самолёты Су-30, Су-30МК, Су-33, Су-35 на международных выставках в Великобритании, Франции, Индии, Индонезии, Перу, Объединённых Арабских Эмиратах и других странах.
С 2007 г. до 2-й половины 2023 г. лётчик-испытатель – руководитель службы лётных испытаний научно-производственной корпорации «Иркут», с момента переименования корпорации Аверьянов работает советником генерального директора – лётчиком-испытателем-инспектором компании «Яковлев» (системообразующее предприятие Дивизиона гражданской авиации Объединённой авиастроительной корпорации). Испытывает серийно производящиеся на Иркутском авиационном заводе сверхзвуковые истребители типа Су-30, учебно-боевые самолёты Як-130 и их модификации.
Награждён орденом «За заслуги перед Отечеством» 4-й степени (2021), орденом Мужества (1996), медалями. Бюст Аверьянова установлен в г. Белорецк.