Арнолд Генри
А́рнолд Ге́нри, Генри Харли Арнолд (Henry Harley Arnold) (25.6.1886, Гладуин, штат Пенсильвания – 15.1.1950, Сонома, штат Калифорния), американский военный деятель, военачальник, генерал (пятизвёздный) военно-воздушных сил (ВВС; 1949).
Родился в семье врача, принадлежавшего к влиятельному американо-британскому семейству. После окончания средней школы планировал поступить в баптистский Бакнеллский университет, чтобы стать пастором. В 1903 г. по воле отца поступил в Военную академию Уэст-Пойнт. Имел средние способности, преуспел в спорте. Окончил 66-м из 111 в выпуске 1907 г. и поступил на службу в 29-й пехотный полк в звании 2-го лейтенанта.
Ранняя карьера
В 1911 г. Арнолд получил предложение стать военным пилотом и согласился, т. к. тяготился пехотной службой и не видел в ней карьерных перспектив. Прошёл курс лётной подготовки в авиашколе братьев Райт в Дейтоне (штат Огайо) и в 1911 г. начал службу в воздухоплавательном отделе Корпуса связи (КС) США. Участвовал в создании лётной школы в штате Мэриленд, был одним из первых пилотов-инструкторов и военных лётчиков в истории США. Установил рекорды высоты полёта, но также попал в несколько аварий, спровоцировавших развитие аэрофобии (страх перед полётами), которую, однако, удалось преодолеть. В 1912 г. стал помощником руководителя воздухоплавательного отдела КС в Вашингтоне, округ Колумбия. В 1913 г. повышен в звании до 1-го лейтенанта. Вернулся в пехоту, проходил службу в 13-м пехотном полку (1913–1916), передислоцированном на Филиппины. Впоследствии вновь начал служить в авиации, в 1916 г. получил звание капитана. В феврале – мае 1917 г. находился в командировке в Панаме, где участвовал в создании 7-й эскадрильи, предназначенной для защиты зоны Панамского канала.
В связи со вступлением США в 1917 г. в Первую мировую войну Арнолд получил назначение в информационный отдел авиаподразделения КС, в том же году повышен до помощника начальника авиаподразделения КС. В июне 1917 г. получил звание майора КС, в августе 1917 г. – полковника КС, став самым молодым американским полковником в Национальной армии (силах, предназначенных для участия в 1-й мировой войне), а затем звание майора пехотной службы (1918 – временное, 1920 – постоянное).
Непосредственного участия в боевых действиях не принимал, занимаясь созданием авиашкол, набором и обучением лётчиков, строительством аэродромов, организацией производства и закупок самолётов. В конце войны совершил поездку в Европу для встречи с генералом Дж. Першингом (ноябрь 1918).
Межвоенный период
В 1919 г. Арнолд назначен окружным инспектором в Западном округе Авиационной службы армии США. В 1920 г. повышен до майора авиационной службы. Руководил демобилизацией военных пилотов и созданием авиабаз, в 1923 г. участвовал в организации первых в истории опытов по дозаправке самолётов в воздухе. В 1924 г. прошёл обучение в Индустриальном армейском колледже, после чего возглавил информационный отдел Авиационной службы армии США.
В этот период Арнолд тесно сотрудничал с У. Митчеллом – фактическим создателем Военно-воздушных сил США. Разделял его мнение о необходимости образования независимых от сухопутных войск ВВС, старался популяризовать авиацию через книги и показательные выступления. Участвовал в создании транспортной авиакомпании Pan American Airways (1927). Поддержал Митчелла, когда в 1925 г. его конфликт с руководством армии и флота привёл к военному трибуналу против генерала.
Из-за этого столкновения Арнолд переведён на должность командира 16-й эскадрильи, которую занимал в 1926–1928 гг. В 1928–1929 гг. прошёл успешное обучение в Командно-штабной школе. В 1929–1931 гг. командовал авиабазой «Фэрфилд» в штате Огайо, затем – в 1931–1933 гг. – авиабазой «Марч Филд» в штате Калифорния. Одновременно с 1930 г. занимал должность начальника отдела материально-технического обеспечения Авиационного корпуса. В 1931 г. повышен до подполковника авиации. В 1933 г. возглавил 1-е бомбардировочное крыло. В 1935 г. получил временное звание бригадного генерала, в 1940 г. – постоянное.
В декабре 1935 г. Арнолд назначен заместителем, в сентябре 1938 г. – начальником Авиационного корпуса. В 1936 г. стал полковником авиации, затем – генерал-майором (временным – 1938, постоянным – 1941). В марте 1939 г. возглавил совет по авиации при военном министре США Г. Вудринге. Выступал за масштабное производство тяжёлых бомбардировщиков «Боинг» В-17 и разработку реактивной авиации. После реорганизации авиации и создания автономных ВВС армии США в июне 1941 г. назначен их первым командующим.
Участие во Второй мировой войне
После вступления США во Вторую мировую войну продолжил работу во главе ВВС. В декабре 1941 г. получил звание генерал-лейтенанта. В марте 1942 г. ВВС были окончательно выделены в самостоятельный вид вооружённых сил, в результате чего Арнолд стал членом Объединённого комитета начальников штабов США и Объединённого комитета начальников штабов США и Великобритании. Играл значительную роль в формировании планов воздушной войны, стремясь направить усилия авиации на Европейский театр военных действий (ТВД) и нацелить их против промышленности Германии. Арнолд осуществлял общее руководство операциями ВВС на всех ТВД. Добился увеличения численности лётного состава, наращивания выпуска самолётов и их поставок союзникам (в том числе по ленд-лизу). Организовал программу подготовки почти 8 тыс. британских лётчиков в США, известную как «схема Арнолда» (1941–1943). Участвовал в Касабланкской конференции 1943 г., на которой было принято решение о начале стратегических бомбардировок Германии. В марте 1943 г. повышен до генерала (четырёхзвёздного).
Арнолд осуществлял общее руководство 8-м бомбардировочным командованием (с февраля 1944 – 8-я воздушная армия), совершавшим авиационные налёты на объекты военной промышленности и города Германии. В апреле 1944 г. принял на себя также командование 20-й воздушной армией, действовавшей против Японии на Тихоокеанском ТВД. В декабре 1944 г. получил временное звание генерала армии (пятизвёздного), в марте 1946 г. – постоянное. Участвовал в подготовке и реализации атомных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки в августе 1945 г.
После отставки. Признание и память
К концу войны Арнолд на почве стресса испытывал серьёзные проблемы со здоровьем. В феврале 1946 г. из-за развития сердечной аритмии фактически оставил военную службу и в июне того же года вышел в отставку. В 1949 г. ему было присвоено звание генерала ВВС – единственное в истории США.
Последние годы жизни провёл на ранчо недалеко от г. Сонома (штат Калифорния). Занимался написанием мемуаров и выступил одним из основателей стратегического исследовательского центра RAND Corporation (1948).
Похоронен на Арлингтонском национальном кладбище (штат Виргиния).
Носил прозвища: Счастливчик (англ. Hap), Шеф, Пьют, Бенни.
Арнолд занесён в Национальный зал славы авиации и Международный зал славы авиации и космонавтики. В его честь названы авиабаза «Арнолд», комплекс (центр) инженерных разработок ВВС (штат Теннесси), несколько автомагистралей в штатах Калифорния и Пенсильвания, государственные и частные организации и институты в сфере авиации, а также ряд премий, стипендий, наград различных структур, связанных с ВВС США. Его имя носила американская средняя школа на авиабазе «Висбаден» (ФРГ, 1949–2006). В 1945–1998 гг. существовало поселение Арнолд-Хайтс, в котором проживал персонал авиабазы «Марч Филд» (штат Калифорния).