Архитектура системы команд
Архитекту́ра систе́мы кома́нд (англ. Instruction Set Architecture – ISA), часть архитектуры ЭВМ, описание предопределённого набора машинных команд и видимой программисту части архитектуры процессора, необходимой ему для написания программы, – абстрагирует для программиста интерфейс между аппаратурой компьютера и нижним уровнем программного обеспечения. Этот уровень архитектуры компьютера называют также уровнем машинного языка. Сама по себе архитектура системы команд является абстракцией, которая может быть реализована в центральном процессоре (ЦП) многими способами (различными микроархитектурами), но при этом программы будут исполняться корректно на разных ЦП, если в них реализована одна и та же архитектура. Более того, наличие архитектуры системы команд позволяет разрабатывать программное обеспечение и аппаратуру компьютера независимо друг от друга. На проектирование архитектуры влияет много факторов, в первую очередь организация памяти. Эффективность системы команд оценивается по компактности машинного кода, простоте декодирования команд, общему числу команд ЦП (Пройдаков, Теплицкий, 2015).