Арад Рон
А́рад Рон (Ron Arad) (род. 24.4.1951, Тель-Авив), израильский и английский дизайнер, архитектор и художник; действительный член Королевской академии художеств в Лондоне (2013).
Учился в Академии искусств и дизайна «Бецалель» в Иерусалиме (1971–1973), затем переехал в Лондон, где получил образование в школе Архитектурной ассоциации (1974–1979) под руководством сооснователя группы «Аркигрэм» П. Кука и Б. Чуми. В 1981 г. Арад вместе с предпринимателями К. Торман и Д. Гроувзом открыл в Лондоне студию One Off. Его первым опытом мебельного дизайна стало кресло «Rover» из использованного сиденья автомобиля марки Rover и металлических дуг-опор (1981). «Хорошо закалённый стул» (или «Хорошо темперированный стул», «Well Tempered Chair», 1986; из четырёх стальных листов, согнутых в дуги и скреплённых болтами, обыгрывал название «Хорошо темперированного клавира» И. С. Баха и отражал стремление Арада к созданию парадоксов: плавные изгибы сиденья контрастировали с холодом стали. Такой подход принёс ему известность: Арад стал одним из первых дизайнеров, работы которых стали собирать коллекционеры современного искусства. Это соответствует его принципу творчества на стыке дизайна и искусства и отрицания границ между ними. Арада относят к течению постиндустриализма в дизайне (изготовление не массовых, а единичных объектов или же предметов для ограниченной аудитории).
Знаковыми проектами 1980-х гг. также стали диван «Трансформер» (1985), лампа «Антенна» из автомобильной антенны, с дистанционным управлением (1981–1982) и кресло «Большое простое» (1988; «Big Easy») из гнутой стали, которое итальянская фабрика Moroso предложила выпустить в версии с текстильной обивкой, – для Арада это был первый опыт создания мебели для массового производства. В 1989 г. Арад основал в Лондоне архитектурно-дизайнерское бюро Ron Arad Associates (сооснователи К. Торман и архитектор Э. Брукс; с 1993 включило в свой состав One Off), а в 1994 г. в Комо – Ron Arad Studio, где разрабатывал проекты и занимался производством мебели.
Полка «Книжный червь» (1994) из пластичного листового металла может принимать любую форму: это отразило желание Арада своими проектами не столько удовлетворять основные потребности человека, сколько стремиться к «излишествам» и художественной самоценности. У стула «Tom Vac» (1997) ребристая алюминиевая поверхность создаёт запоминающийся облик, а характерное отверстие в основании сидения позволяет легко складывать такие стулья в штабель; он стал одним из самых коммерчески успешных предметов Арада, с 1999 г. выпускается его бюджетная версия из пластика. Наряду с проектами для массового производства ведущими мировыми компаниями (Kartell, Vitra, Moroso, Driade, Alessi, Cassina), Арад продолжает работает над т. н. уникатами, которые приобретаются галеристами, продаются на аукционах и попадают в музейные и частные коллекции: кресло «London Papardelle» (1992), кресла-качалки биоморфных форм «Oh Void 1» (2002) и «Oh Void 2» из искусственного камня «кориан» (2004) и др.
Ключевой архитектурный проект Арада – Музей дизайна в Холоне, в агломерации Тель-Авива (2010), где пространство не делится на внутреннее и внешнее: пять закрученных лент из стали «кортен» опоясывают музей снаружи и уходят вглубь здания, формируя ощущение единства. Фасад отеля Duomo в Римини (2004–2006) вписан в историческую застройку, в то время как его интерьеры отличают обтекаемые формы и блестящие металлические поверхности. Среди работ в сфере интерьерного дизайна – фойе Новой израильской оперы в Тель-Авиве (1994), магазин бренда Y’s модельера Ямамото Ёдзи в Токио, где в качестве кронштейнов и полок использованы вращающиеся конструкции из алюминиевых труб (2003).
Арад также работает в сфере современного искусства: в серии «Засушенный цветок» из расплющенных до толщины 12 см автомобилей модели Fiat Nuova 500 (буквальный перевод английского «Pressed Flower» – «Спрессованный цветок»; 2013) он увековечил машину – символ Италии, практически исчезнувшую с городских улиц (производство прекратилось в 1975), и одновременно показал, как функциональный объект превращается в нечто бесполезное. Напоминающая скрученный клинок монументальная скульптура «Мысль хода мыслей» (буквальный перевод английского «Thought of Train of Thought» – «Мысль поезда мысли»; 2016) из отполированного алюминия установлена над платформами лондонского вокзала Сент-Панкрас.
Преподавал в Высшей школе прикладного искусства в Вене (1994–1997; ныне Университет прикладных искусств), Королевском колледже искусств в Лондоне (1997–2009).
Королевский промышленный дизайнер (2002).