Aphex Twin
Aphex Twin [Эйфекс (Афекс) Твин; настоящие имя и фамилия – Ричард Дэвид Джеймс, Richard David James] (род. 18.8.1971, Лимерик, Ирландия), британский композитор и диджей. Также использовал псевдонимы: AFX, The Tuss, Polygon Window, Caustic Window и др. Знаменит как автор и исполнитель электронной и экспериментальной музыки жанров эмбиент, техно и джангл. Признан критиками и слушателями одним из самых значимых и влиятельных музыкантов, обладатель премии «Грэмми» в номинации «Лучший танцевальный/электронный альбом» за альбом «Syro» (2014).
Р. Д. Джеймс вырос в графстве Корнуолл, Великобритания. Судя по названию его первого альбома «Selected Ambient Works 85–92», музыку он писал уже в 14-летнем возрасте. Вдохновлённый электронной музыкой жанра эйсид-хаус в конце 1980-х гг., начал проводить диджейские рейвы по Корнуоллу. Дебютировал с треком «Analogue Bubblebath», записанным вместе с британским музыкантом Т. Миддлтоном и выпущенным в 1991 г. звукозаписывающим лейблом «Mighty Force». В 1992 г. его треки стали появляться на радио, ре-релиз (повторный выпуск) EP «Didgeridoo» попал на 55-е место чартов Великобритании. Р. Джеймс вместе с напарником Г. Уилсон-Клариджем основал лейбл «Rephlex Records», который стал выпускать электронную музыку направления IDM (с англ. Intelligent dance music – интеллигентная танцевальная музыка).
В 1990-х гг. «интеллигентная», или «умная», электронная музыка стала востребованной, пионеры этого жанра обрели популярность: британские коллективы Autechre, The Orb, британский музыкант Cylob, сам Р. Джеймс и др. Тем не менее представители этого музыкального направления, включая самого Р. Джеймса, подвергали критике термин «IDM», который в основном использовался в США и Канаде. Появление «интеллигентной танцевальной музыки» предполагает наличие остальной – «глупой танцевальной музыки», что, по мнению композитора, является смешным (Aphex Twin. 1997). IDM называют «сидячим техно» («armchair techno»), что отражает менее танцевальный характер этого направления.
В ноябре 1992 г. Джеймс под псевдонимом Aphex Twin вместе с бельгийским независимым лейблом «R&S» выпустил дебютный студийный альбом «Selected Ambient Works 85–92», в который вошли материалы последних нескольких лет. Этот альбом принёс композитору известность и поныне многими критиками оценивается как лучший (Fallon. 2014). В 1994 г. при поддержке британского звукозаписывающего лейбла Warp вышел второй альбом Aphex Twin – «Selected Ambient Works Volume II». Этому альбому посвящена книга М. Вайденбаума, автора и редактора журнала об электронной эмбиент-музыке Disquiet (Weidenbaum. 2014). Данный альбом вошёл в список «25 самых влиятельных эмбиент-альбомов всех времен» (Towne. 2002) и, по мнению музыкантов, изменил жанр эмбиент навсегда (Sherburne. 2019). Между выходами двух альбомов, в 1993 г. был выпущен сингл «On», который занял 32-е место в британских чартах. В апреле 1995 г. Aphex Twin выпустил альбом «I Care Because You Do», который соединил в себе хардкор-экспериментализм с более симфоническим эмбиентным материалом. Альбом созвучен с работами многих постклассических композиторов, в том числе Ф. Гласса, который выпустил оркестровую версию трека «Icct Hedral». В том же году вышел сборник «Classics», а также мини-альбомы (EP) «Ventolin» и «Donkey Rhubarb».
В июне 1996 г. лейбл Rephlex выпустил долгожданный совместный альбом «Expert Knob Twiddlers» Р. Джеймса и µ-Ziq (псевдоним британского музыканта М. Парадинаса). В качестве авторов альбома указано имя Mike & Rich. Альбом разбавил экспериментальную музыку Aphex Twin легким электрофанком, присущим творчеству µ-Ziq. В августе 1996 г. вышел мини-альбом «Girl/Boy», а в ноябре 1996 г. появился следующий студийный альбом Aphex Twin под названием «Richard D. James Album», который продолжил линию экспериментальной электронной музыки и эйсид-джангла. В 1997 и 1999 гг. вышли соответственно мини-альбомы «Come to Daddy» и «Windowlicker».
В 1997 г. британский режиссёр и клипмейкер К. Каннингем снял видео к треку «Come to Daddy». Съёмки проходили в том же муниципальном районе, где С. Кубрик снял ряд сцен для фильма «Заводной апельсин» («A Clockwork Orange», 1971). В 1999 г. Каннингем занялся съёмками клипа к треку «Windowlicker», который был создан как пародия на современные хип-хоп-клипы (Bush. 2021). В двух из них используется техника замены оригинального лица на другое (дипфейк), в результате в видео появляются жуткие и завораживающие образы детей и женщин с ухмыляющимся лицом самого Р. Джеймса. Считается, что «Windowlicker» оказал сильное влияние на музыкальную индустрию: несмотря на развитие технологий и электронной музыки, «Windowlicker» по-прежнему звучит как одно из самых прогрессивных музыкальных произведений (Brewster. 2019). Этот 6-минутный трек, вдохновлённый жанром ритм-энд-блюз (Edmunds. 2021), включает в себя звучание синтезатора, вокальные сэмплы, хаотичные ритмы и шумы (Brewster. 2019).
Aphex Twin выступает на музыкальном фестивале Pitchfork. Париж. 2011.
В 2001 г. вышел самый спорный альбом Aphex Twin – «Drukqs». Инструментальная композиция «Avril 14th» из этого альбома получила широкую известность благодаря многочисленным каверам, использованию на телевидении и в кино. Американский рэпер К. Уэст записал сэмпл «Blame Game» на трек «Avril 14th», который вошёл в альбом «My Beautiful Dark Twisted Fantasy». 2-минутная инструментальная пьеса Aphex Twin вдохновляла звёзд эстрады, академических пианистов и художников-экспериментаторов. В поддержку выхода «Drukqs» Р. Джеймс дал несколько интервью, хотя для предыдущих релизов снимались клипы, проводились турне и выступления на фестивалях (Ducker. 2021). В августе 2014 г. над Лондоном был замечен зелёный дирижабль с логотипом «Aphex Twin», а к концу следующего месяца лейбл Warp выпустил «Syro» – первый альбом Aphex Twin за 13 лет (за исключением альбома ремиксов «26 Mixes for Cash» 2003 г.) (Bush), за которым последовали мини-альбомы «Computer Controlled Acoustic Instruments» в 2015 г., «Cheetah» в 2016 г. и «Collapse» в 2018 г.
Помимо композиций, выпущенных под псевдонимом Aphex Twin, Джеймс также выпускал треки, мини-альбомы, альбомы под другими именами. Под псевдонимом Polygon Window в 1993 г. вместе со студией Warp в рамках серии «Artifical Intelligence» вышел альбом «Surfing on Sine Waves». Как AFX, в 1995 г. Р. Джеймс выпустил мини-альбом «Hangable Auto Bulb, Vol. 1». В 2004 г. вышел альбом «Analord», в 2006 г. – «Chosen Lords», а в 2015 г. – «Orphaned Deejay Selek: 2006-2008». Под именем The Tuss в 2007 г. был выпущен альбом «Rushup Edge». Под псевдонимом Caustic Window Джеймс выпустил в 1994 г. одноимённый альбом «Caustic Window». Джеймс также использовал имя user48736353001 для своего аккаунта на звуковой онлайн-платформе Soundcloud, куда он загружал собственные демо и ремиксы.
Р. Джеймс был в России как минимум дважды. В первый раз в 1994 г.: на YouTube сохранилось запись интервью Aphex Twin с российскими журналистами, которые едва знали английский язык. Во второй раз музыкант приехал в Россию в 2011 г. По слухам, это был визит по приглашению его девушки, а ныне жены, Анастасии Рыбиной (Макарский. 2014).
Р. Джеймс – классик и легенда электронной музыки, его влияние и вес признают музыканты мирового уровня. Лидер Radiohead Т. Йорк признался, что Джеймс – вдохновитель их альбома «Kid A»: «Aphex открыл мне другой мир, в котором не было моей долбанной электрогитары, и я просто очень этому завидовал» (Vozick-Levinson. 2014). Обладатель восьми премий «Грэмми» Skrillex назвал трек Aphex Twin «Flim» 1997 г. «самой любимой песней всех времён» (Vozick-Levinson. 2014). Канадский диджей Deadmau5 считает, что Aphex Twin оказал на его творчество огромное влияние (Baltin. 2014).
Выпустив альбом «Syro» в 2014 г., Aphex Twin стал обладателем премии «Грэмми» в номинации «Лучший танцевальный/электронный альбом». За пластинками Aphex Twin стали охотиться коллекционеры. Например, создатель Minecraft М. Перссон заплатил 46 тыс. 300 долл. за редкую копию альбома «Caustic Window».
Aphex Twin уникален тем, что вносит радикальные изменения в структуры песен и их звучание, отказавшись от традиционных приемов техно (Edmunds. 2021). Ирландский музыкант Eomac подчёркивает, что Aphex Twin «не подчиняется моде или веяниям (хотя он достаточно сообразителен, чтобы их осознавать), он занимается своим делом. Что делает его для меня неподвластным времени – так это честная, искренняя, красивая музыка, которая является настолько технически великолепной и достаточно своеобразной, что никто другой уже не смог бы ее повторить. Настоящий художник» (8 artists reflect on the enduring legacy of Aphex Twin. 2018).
Aphex Twin вошёл в перечень 50 культовых прогрессивных музыкантов по версии писателя, автора книг о музыке Р. Димери (Dimery. 2020).