Анократия
Анокра́тия, разновидность гибридного политического режима. Сочетает институциональные элементы демократии и автократии. Характеризуется нестабильностью – от рискованных перестановок в политическом руководстве до вооружённых конфликтов. В научный оборот термин ввёл немецко-еврейский философ и писатель М. Бубер в работе «Paths in Utopia» (1946).
Признаки анократии
Основным признаком анократии является гибридный характер данного политического режима, не позволяющего чётко отнести его к демократии или автократии, что формирует институциональные риски нестабильности и политической турбулентности. При закрытой анократии политическая конкуренция допускается только между группировками элиты, тогда как при открытой анократии соревнуются и другие группы общества. Существуют исследования (Colomer J., Banerjea D., Mello F.), которые пытаются обосновать, что анократия – это не краткосрочный переходный тип, а широко распространённый отдельный тип политического режима, способный длительно существовать, сочетая значительные гражданские свободы с ограничениями в сфере избирательного права и слабой подотчётностью выбранных политиков. В качестве примеров авторы исследований приводят смешанные типы монархий, а также переходные режимы от автократий к демократиям. Армянский экономист А. Григорян полагает, что анократии станут трансформироваться в демократические режимы, если будет уравниваться благосостояние разных групп общества, снижаться бюрократические барьеры для среднего и малого бизнеса.
Анократии в политологическом проекте Polity
Политологический проект Polity IV, инициированный американским профессором Т. Герром, собирает базу данных о политических режимах, используя институциональный подход и сравнивая их по таким компонентам, как наличие официальных каналов политического участия граждан, системы ограничений исполнительных органов власти, конкурентности, открытости существующих ротационных институтов. Индекс автократии (AUTOC) измеряет ограничение политической конкуренции, а индекс демократии (DEMOC) фиксирует наличие тех институтов, которые гарантируют соревновательность демократического процесса. При сложении этих индексов определяется переменная POLITY, и режимы измеряются в диапазоне шкалы из пунктов. В результате автократия в варианте Polity IV за 2013 г. определялась в рамках от – 10 до – 6 пункта (Саудовская Аравия, Сирия, КНДР, Китай, Эритрея), закрытая анократия от – 5 до 0 (Египет, Венесуэла, Турция, Таджикистан, Куба, Камбоджа), открытая анократия от 1 до 5 (Россия, Украина, Суринам, Эквадор, Эфиопия), демократия от 6 до 9 (США, Франция, Израиль, Индия, Бразилия, Аргентина, ЮАР), а полноценная демократия от 9 до 10 (Швеция, Германия, Австралия, Канада, Новая Зеландия, Нидерланды). При отслеживании изменения индексов можно выяснить, куда двигается режим анократии – в сторону демократии или автократии. В рамках следующего этапа проекта Polity V в 2020 г. США были переведены из демократий в категорию анократий (до +5) из-за систематических чисток исполнительной властью «нелояльных» из администрации, силовых ответов на протесты, очернения оппозиционных партий.