Андронов Анатолий Васильевич
Андро́нов Анато́лий Васи́льевич (род. 13.3.1951, Щёлково Московской области), советский и российский лётчик-испытатель 1-го класса (1987), полковник (1988), Герой Российской Федерации (1998), заслуженный военный лётчик Российской Федерации. Кандидат технических наук (2014).
С 1962 г. жил в г. Ахтубинск Астраханской области, где в 1968 г. окончил школу.
В армии с августа 1968 г. В 1972 г. окончил Балашовское высшее военное авиационное училище лётчиков. Служил помощником командира корабля, заместителем командира и командиром авиационного отряда в 75-м отдельном смешанном авиационном полку обеспечения Государственного краснознамённого научно-испытательного института Военно-воздушных сил (ГК НИИ ВВС) в г. Ахтубинск.
В мае – июне 1980 г. выполнял полёты в Афганистан в целях обеспечения испытаний опытной авиационной техники в боевых условиях и выполнения специальных заданий командования, принимал участие в военных операциях.
В 1981 г. окончил Центр подготовки лётчиков-испытателей (ЦПЛИ) ВВС в г. Ахтубинске и вечернее отделение Ахтубинского филиала Московского авиационного института имени Серго Орджоникидзе. После окончания ЦПЛИ служил в Государственном краснознамённом научно-испытательном институте Военно-воздушных сил [с 1989 – Государственный лётно-испытательный центр (ГЛИЦ) имени В. П. Чкалова] лётчиком-испытателем, заместителем командира и командиром авиаэскадрильи. С апреля 1991 г. заместитель начальника, а в сентябре 1992 – апреле 1997 гг. начальник 4-го научно-испытательного управления ГЛИЦ имени В. П. Чкалова (аэродром Чкаловский, Московская область).
Провёл государственные испытания 5 типов самолётов, в том числе тяжёлого военно-транспортного самолёта Ан-124 «Руслан», крупнейшего в мире транспортного самолёта Ан-225 «Мрия», воздушного реанимационно-анестезиологического комплекса Ил-76МД «Скальпель», воздушного пункта управления войсками (ВПУ) Ил-80 и спортивно-акробатического самолёта Су-26. Также выполнил ряд испытательных работ на самолётах Ан-12, Ан-22, Ан-24, Ан-26, Ан-28, Ан-32, Ан-70, Ан-72, Ан-74, Ил-18, Ил-76, Ил-82, Ил-86, Ту-16, Ту-134, Ту-154, Як-40, Як-50, Як-52, Як-55. Выполнил сложный испытательный полёт на десантирование с самолёта Ан-124 100 т груза (четыре платформы по 25 т) цугом с высоты 600 м при ручном управлении самолётом. Провёл уникальный эксперимент, не имеющий аналогов в мировой практике, – дозаправку в воздухе самолёта ВПУ Ил-80 на максимально допустимой высоте полёта 8 тыс. м. В ходе этого эксперимента от самолёта-танкера без расстыковки была перекачана 51 т топлива в течение 31 мин.
На самолёте Ан-124 «Руслан» установил 7 мировых и 10 всесоюзных авиационных рекордов скорости полёта. В декабре 1990 г. в составе второго сменного экипажа на Ан-124 совершил кругосветный перелёт по меридиану через Северный и Южный полюсы Земли (1–4 декабря 1990). В самолёте находились 2 экипажа, они сменялись каждые 8 ч. Перелёт протяжённостью более 50 тыс. км был осуществлён за 72 ч 19 мин с тремя промежуточными посадками на территориях Бразилии, Марокко и Советского Союза.
В начале 1990-х гг. неоднократно участвовал в полётах в Заполярье и Антарктиду. В Заполярье осуществил 6 полётов на Ан-124 и произвёл посадки на аэродром в Теннеле, имеющий грунтовую взлётно-посадочную полосу длиной в 1,6 тыс. м (для взлёта Ан-124 необходима бетонная полоса в 3 тыс. м). В результате была написана методика для полётов военно-транспортной авиации в условиях Арктики и выполнения посадок на высокоширотные грунтовые аэродромы. Участник ряда советских антарктических экспедиций.
В 1996–1997 гг. работал по согласованию с Министерством обороны Российской Федерации в Опытном конструкторском бюро имени О. К. Антонова (г. Киев, Украина) одним из ведущих лётчиков-испытателей российско-украинского среднего тактического военно-транспортного самолёта Ан-70.
С апреля 1997 г. заместитель начальника ГЛИЦ имени В. П. Чкалова на аэродроме Чкаловский.
С августа 2001 г. в запасе. В 2001 г. окончил Российскую академию государственной службы при Президенте Российской Федерации. В 2008–2018 гг. работал в ГЛИЦ имени В. П. Чкалова ведущим инженером по испытаниям и старшим научным сотрудником.
Награждён орденом «За военные заслуги» (1996), орденом «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 2-й степени (1991) и 3-й степени (1987), медалями, а также украинским орденом «За мужество» 3-й степени (1997).