Алайя Аззедин
Ала́йя Аззеди́н (араб. عز الدين عليّة; франц. Azzedine Alaïa; Аззедин Бен Алайя, Azzedine Ben Alaya) (26.2.1935, Тунис – 18.11.2017, Париж), французский модельер тунисского происхождения, дизайнер одежды, коллекционер.
Родился в семье Исмаэля и Фриды Алайя, занятых в сельскохозяйственном секторе. В семье были ещё двое детей. В детстве и юности Аззедин проводил много времени в столице Туниса (где также ходил в школу), в доме бабушки и дедушки по материнской линии, пока его родители работали в г. Сильяна (мухафаза Сильяна на севере Туниса). Интерес будущего дизайнера к искусству и моде поддерживала подруга его матери – мадам Пино: благодаря ей Алайе были доступны книги о художниках, каталоги одежды, модные журналы и др. При поддержке мадам Пино в 1950 г. Алайя, скрыв свой юный возраст, поступил в Институт изящных искусств в г. Тунис, где занялся скульптурой. Одновременно осваивал навыки шитья с помощью своей сестры Хафиды, подрабатывал помощником портного в местном ателье. Вскоре нашёл работу у модельера – мадам Ришар: участвовал в создании копий одежды французских брендов (Dior, Balmain и др.) для тунисских клиенток; заработанными деньгами оплачивал обучение.
В 1956 г. Алайя переехал в Париж, благодаря связям мадам Ришар устроился на стажировку в дом моды К. Диора, но был уволен через несколько дней из-за проблем с документами. Остался в Париже, нашёл жильё и работу с помощью тунисской художницы-декоратора и дизайнера Л. Меншари. В 1958–1959 гг. работал у Г. Лароша. С конца 1959 г. в течение нескольких лет жил в доме у графини Н. де Блежье, заботился о её детях, а также шил одежду для графини и её знакомых из парижского высшего общества.
В 1964 г. при финансовой поддержке С. С. Зерфюсс (жена архитектора Б. Зерфюсса) Алайя открыл своё первое ателье в квартире на улице Бельшасс, дом 60. К этому времени у дизайнера уже были известные клиенты (писательница Л. де Вильморен, актрисы Арлетти, Д. Саваль), благодаря влиятельным парижским знакомым их круг постоянно расширялся. Вскоре к дизайнеру стали обращаться и другие европейские и американские деятели культуры, представители бомонда: члены семьи Ротшильдов; актрисы Г. Гарбо, К. Кольбер; певицы Г. Джонс (также актриса и модель), Тина Тёрнер и др. В дальнейшем этот список пополнили М. Обама (жена президента США Б. Обамы), К. Бруни (супермодель и жена президента Франции Н. Саркози); актриса М. Котийяр; певицы Леди Гага, Мадонна, Рианна, В. Бэкхем (также актриса, модель, предприниматель) и др.
Алайя работал не только с частными клиентами, но и с известными дизайнерами и брендами. Так, он исполнил прототип знаменитого платья «Мондриан» для модного дома И. Сен-Лорана (1965); разработал дизайн смокингов для одной из коллекций Т. Мюглера (осень/зима 1979–1980). В 1970-х гг. сотрудничал с Pennel & Flipo, Robert Sack, Panther’s Club, Fourrures de la Madeleine, Courtelle.
Для профессионального развития Алайи был важен опыт работы над костюмами для танцовщиц кабаре «Бешеная лошадь» (Crazy Horse) в конце 1970-х гг. В 1979 г. он создал первую коллекцию прет-а-порте (для компании по производству обуви Charles Jourdan). Трикотажные и кожаные модели одежды с украшениями из металлической фурнитуры показались заказчику слишком провокационными и эротичными, но вскоре привлекли внимание прессы: с начала 1980-х гг. статьи о дизайнере и фотографии его работ появлялись в журналах Elle, Vogue и других авторитетных изданиях о моде. Эта коллекция обозначила важные особенности творчества Алайи. Его идеи основывались на темах женственности и сексуальности, но не были связаны с объективацией. При помощи одежды он стремился подчеркнуть достоинства женской фигуры, даже идеализировать её. Принципы работы с формой и материалом, желание создать лаконичные, выразительные силуэты позволяют сравнить его модели одежды со скульптурами.
С 1980-х гг. за Алайей закрепилось прозвище king of cling (с англ. король облегающих силуэтов). Он создавал обтягивающую одежду (топы, юбки, платья, боди, корсеты и бюстье, легинсы), которая акцентировала грудь, талию, бёдра моделей. При этом вещи оставались удобными благодаря высокому качеству всех деталей.
Алайя не только разрабатывал концепцию, но зачастую сам занимался пошивом и украшением предметов одежды. Предпочитал работать с кожей, а также трикотажем, лайкрой и другими эластичными тканями. Экспериментировал с техническими возможностями и визуальными свойствами материалов. Так, для коллекции весна/лето 1992 он разработал новый материал под названием relax (смесь вискозы, нейлона и углеродных волокон; совместно с итальянской компанией Linepiu). Вещи из кожи Алайя часто украшал при помощи лазерной перфорации, а также разнообразных металлических деталей (люверсов, молний, заклёпок, шипов, пряжек). Подобные украшения уменьшали присущий коже эффект жёсткости, создавая на ней узоры, напоминающие кружева. Детали из металла на лёгких шифоновых и трикотажных тканях, напротив, придавали образам впечатление большей весомости. Так, заклёпки и люверсы на платьях из коллекции весна/лето 2017 создавали фактуру, подобную чешуе или кольчуге. Тенденция украшать одежду металлической фурнитурой широко распространилась в модной индустрии, в частности, благодаря Алайе. В своём творчестве он использовал широкую палитру оттенков, но часто отдавал предпочтение чёрному цвету.
Дизайнер приобрёл мировую известность благодаря сетчатой одежде из кожи (пальто, платья, юбки, топы; представлены в коллекциях 1980-х – 2010-х гг.); бандажным платьям, сшитым из узких полос ткани (впервые показаны в коллекции весна/лето 1986), в том числе платью цвета маджента со шнуровкой на бедре и капюшоном [в 1985 его надела Г. Джонс на церемонию вручения премии от Французской федерации высокой моды, прет-а-порте, кутюрье и творцов моды (ныне Федерация высокой моды и прет-а-порте), затем платье вошло в коллекцию весна/лето 1986]; платью в цветах национального флага Франции (1989; для выступления певицы Дж. Норман на церемонии в честь 200-летия Французской революции 18 в.); чёрному платью со спиралевидной молнией (коллекция весна/лето 2003); и др.
С карьерой Алайи отчасти связано возникновение феномена супермоделей: одежду по его дизайну демонстрировали манекенщицы с мировым именем (С. Кроуфорд, К. Шиффер, К. Тарлингтон, Л. Евангелиста, С. Сеймур, В. Уэбб и др.), с которыми он дружил. Особенно тёплые взаимоотношения сложились с супермоделью Н. Кэмпбелл.
В 1968 г. Алайя пригласил в своё ателье некоторых сотрудников из закрывшегося дома моды К. Баленсиаги. В 1971 г. дизайнер был принят в Парижский синдикат высокой моды. В 1982 г. он впервые представил свои работы в Нью-Йорке: монохромные, лишённые аксессуаров образы коллекции посвящались актрисе Арлетти.
В 1983 г. дизайнер основал собственный дом моды Alaïa, провёл в ателье на улице Бельшасс первый официальный показ бренда. Тогда же открыл бутик в Беверли-Хиллз (штат Калифорния); в 1988 г. – в Нью-Йорке (закрыт в 1991).
В 1987 г. Алайя приобрёл несколько зданий на углу улиц Мусси и Веррери (парижский квартал Маре), где к 1990 г. разместил новое ателье, бутик, отель «Три комнаты», собственную квартиру, галерею (с 2004 здесь проводились выставки работ художников, фотографов, литераторов). Мастерская Алайи приобрела известность в Париже благодаря званым обедам и ужинам, которые хозяин устраивал для друзей и знакомых из сферы моды, дизайна и искусства, для клиентов и сотрудников модного дома.
Начиная с коллекции весна/лето 1988 Алайя отказался следовать официальному расписанию модных показов и подстраивать дизайн одежды под определённый сезон. Он демонстрировал образы тогда, когда считал их завершёнными; над некоторыми моделями мог работать несколько лет [один из примеров – жакет с большой вставкой из крокодиловой кожи (включая хвост) на спине, коллекция весна/лето 2003].
В 1991 г. разработал дизайн сумок, футболок и эспадрилий для демократичного французского бренда Tati, использовав принт в бело-розовую клетку в качестве главного художественного мотива. В следующем году продемонстрировал весенне-летнюю коллекцию, вдохновлённую образом маркизы де Помпадур и стилем Людовика XV.
В 1992 г., после смерти сестры, Алайя на несколько лет прекратил участие в модных показах, но продолжал работать над частными заказами и капсульными коллекциями. В 2000 г. заключил контракт о бизнес-партнёрстве с Prada Group, благодаря инвестициям расширил производство (начал заниматься дизайном аксессуаров и обуви). В 2002 г. вернулся к работе над моделями прет-а-порте, а в 2003 г. продемонстрировал первую коллекцию от-кутюр.
В 2007 г. дизайнер выкупил свой бренд у Prada Group и продал швейцарской группе компаний класса люкс Richemont, однако продолжил руководить модным домом. В том же году основал Ассоциацию Аззедина Алайи (совместно с немецким художником К. фон Вейе и итальянской галеристкой К. Соццани; ныне Фонд Аззедина Алайи) для сохранения своего личного архива и масштабной коллекции одежды от кутюр: более 35 тыс. предметов, в том числе вещи по дизайну К. Баленсиаги, Э. Скьяпарелли, К. Диора, П. Пуаре, Comme des Garçons.
Алайя работал над костюмами для фильма бондианы «Вид на убийство» (1985, режиссёр Дж. Глен) – создал ряд образов героини Г. Джонс; для постановки оперы В. А. Моцарта «Свадьба Фигаро» (2013, режиссёр К. Олден, декорации Ж. Нувеля; концертный зал имени Уолта Диснея, Лос-Анджелес), для балетов «Ночи» (2013, хореография А. Прельжокажа; Балет Прельжокажа) и «Шахерезада» (2016, хореография Й. Бокара; Королевский балет Фландрии).
С 2015 г. выпускал собственный парфюм Alaïa Paris (совместно с компанией Beauté Prestige International).
Значимость творчества Алайи для мира моды обыграна в фильме «Бестолковые» (1995, режиссёр Э. Хекерлинг). В одном из эпизодов грабитель заставляет главную героиню (её сыграла А. Сильверстоун) в красном платье от Алайи лечь на землю, но она протестует: «О нет, вы не понимаете, это Алайя!».
В 2008 г. Алайя был удостоен звания кавалера ордена Почётного легиона, но отказался от награды.
В начале 2020-х гг. Фонд Аззедина Алайи ведёт активную образовательную и выставочную деятельность, используя материалы из архива дизайнера и его коллекции одежды.