Айв Джонатан
Айв Джо́натан, Джонатан Пол (Джони) Айв [Jonathan Paul (Jony) Ive] (род. 27.2.1967, Лондон), английский промышленный дизайнер.
Первые уроки дизайна получил у отца – ювелира (мастера по серебру) и педагога высшей школы Майкла Айва, который в конце 20 в. разработал государственные образовательные стандарты для британских средних школ в сфере дизайна и технологий. В связи с этим изготовление большого количества прототипов для каждого предмета, равный интерес к его техническим функциям, эстетике и материалам, внимание к деталям стали в дальнейшем отличительными чертами работы Дж. Айва.
В 1985–1989 гг. Айв учился на факультете промышленного дизайна в Политехническом университете Ньюкасла, в это время дважды выигрывал премию Королевского общества искусств: за дизайн стационарного телефона Orator (1988) и банкомата (1989; совместно с Д. Тонгом). К концу обучения Айв приобрёл репутацию перспективного дизайнера и был в 1990 г. приглашён в лондонское бюро Tangerine, где работал над множеством разнообразных проектов, от раковин до расчёсок. Как сотрудник Tangerine занимался стратегическим проектом для Apple, а в 1992 г. перешёл в эту компанию на работу и переехал в Калифорнию.
В 1997 г., после возращения сооснователя компании С. Джобса в Apple, Айв был назначен её вице-президентом по промышленному дизайну. С этого момента начался «взлёт» компании на рынке, в котором Айв сыграл ключевую роль: во главе команды дизайнеров он спроектировал основные модели устройств, модернизированные версии которых Apple выпускает и в начале 2020-х гг. Дизайн Айва для Apple приобрёл статус революционного. Его основными характеристиками стали эргономичные упрощённые формы, минимальное количество деталей, чаще всего сдержанная цветовая палитра. Особое внимание уделялось визуальному и тактильному комфорту пользователя, интуитивно понятному управлению. Устройства выглядели высокотехнологичными и в то же время элегантными, с узнаваемым собственным стилем, что привело к особому статусу продукции Apple. Компания не изобретала сами типы устройств, но модернизировала их, и мировая популярность моделей Apple во многом обусловлена их эстетическими качествами. В массовом сознании эти черты стали синонимом престижного и современного дизайна, предметом для подражания компаний-конкурентов. Возник феномен высокой покупательской лояльности, культуры фанатов (см., например: Kahney L. The cult of Mac. San Francisco, 2004).
Первым значимым проектом Айва для Apple стал настольный компьютер iMac G3 (1998) с прозрачным пластиковым корпусом, выпущенным в нескольких версиях разного цвета (в отличие от типичных для тех лет моделей из серого пластика). Дизайнер продемонстрировал внутреннее устройство компьютера и придал ему сходство с леденцом, чтобы вызвать у пользователей положительные эмоции.
Следующим был ноутбук iBook G3 (1999), где Айв также стремился свести к минимуму страх перед новыми технологиями при помощи визуальных и тактильных приёмов: компьютер имел округлые формы и был оснащён ручкой для переноски. Выпущенная в 2002 г. модель настольного компьютера iMac G4 с полукруглым основанием попала на обложку журнала Time. В 2001 г. появился цифровой музыкальный плеер iPod. Это устройство отразило главный творческий принцип Айва: дизайн – это процесс, ориентированный не столько на создание внешней формы устройства, сколько на проектирование его функций, когда каждый элемент направляет действия пользователей. Плеер отличали компактный размер, лаконичный, но визуально эффектный дизайн и простое управление, сосредоточенное вокруг центрального колёсика. Особое внимание было уделено дизайну упаковки, которая должна была создавать первые приятные впечатления после покупки.
В 2007 г. появилась первая модель смартфона iPhone. Подход Айва к его проектированию заключался в максимальном упрощении формы и в сведении к минимуму деталей. Смартфоны тех лет имели небольшие экраны и кнопочную клавиатуру. iPhone, напротив, предлагал пользователям большой экран с сенсорным управлением в незаметной оправе и с всего одной кнопкой. Дизайн не должен был отвлекать пользователя от экрана, а тактильно и визуально приятные формы и материалы были призваны превратить смартфон из преимущественно рабочего устройства в повседневный аксессуар.
В 2008 г. Айв создал дизайн ноутбука MacBook Air: это был самый тонкий и мобильный на тот момент портативный компьютер с характерным цельным корпусом. В 2010 г. он спроектировал планшетный компьютер iPad, в решении которого повторил приёмы, использованные при разработке iPhone. iPad стал популярным в сфере креативных индустрий: так, живописец Д. Хокни создал с его помощью ряд монументальных цифровых полотен. В 2013 г. Айв обновил оформление операционной системы iPhone, обозначив равноценность физической формы электронного устройства и его интерфейса при проектировании. В смарт-часах Apple Watch он соединил традиции часового дела с новым вариантом нательного электронного устройства, придав ему качества модного аксессуара (2015; при участии дизайнера М. Ньюсона).
В 2015 г. он занял должность главного дизайнера Apple: это стало знаком совершённого Айвом переворота в профессии промышленного дизайнера. Благодаря его работе продукты Apple узнаваемы даже без логотипа. Это доказывает равное значение формы, цвета, материала, с одной стороны, и технических характеристик продукта – с другой, потому что именно дизайн создаёт эмоциональную привязанность пользователей к устройствам.
Айв принимал участие в проектировании нового кампуса компании в Купертино в штате Калифорния, которое вело архитектурное бюро Н. Фостера. В 2019 г. Айв покинул Apple и основал вместе с М. Ньюсоном компанию LoveFrom.
Королевский промышленный дизайнер (2003). В 2012 г. возведён в рыцарское достоинство (рыцарь-командор ордена Британской империи). Почётный доктор Кембриджского и Оксфордского университетов (оба – в 2016), почётный ректор Королевского колледжа искусств в Лондоне (c 2017).