Адиафора
Адиа́фора (от греч. ἀδιάφορος – безразличный), в античной философии обозначение явлений, безразличных с точки зрения добра и зла. Наибольшее развитие учение об адиафоре получило у киников и в стоицизме, представители которых всё сущее разделяли на доброе, злое и адиафору (т. е. «ни то ни другое»).
В христианстве вопросы добра и зла рассматриваются в аспекте спасения человека: т. к. грехопадение привело к смешению в человеке добра и зла, то вся его сознательная духовная жизнь представляет борьбу со злом, поэтому у него не может быть нейтрального отношения к каким-либо поступкам и явлениям жизни. В протестантизме 16–17 вв. возникали т. н. адиафористские споры по вопросам религиозно-нравственной оценки некоторых действий человека или явлений жизни. Так, сторонники Ф. Меланхтона полагали «внешними», т. е. адиафорой, таинства миропомазания и елеосвящения, а также почитание святых; строгие лютеране (Н. фон Амсдорф), напротив, считали, что в делах веры не может быть ничего нравственно безразличного.