«24 часа Ле-Мана»
«24 часа́ Ле-Ма́на» (франц. 24 Heures du Mans), автомобильная гонка на выносливость. Проводится с 1923 г., как правило в июне, и является старейшей на 1 января 2023 г. Организатор – Западный автомобильный клуб (Франция; Automobile Club de l’Ouest – ACO). Гонка проходит на трассе «Сарта» (Circuit de la Sarthe; открыта в 1923; длина 13 626 м) близ г. Ле-Ман (департамент Сарта).
Цель – преодолеть наибольшее расстояние за 24 ч (без перерывов). По современным правилам в каждой команде должны быть заявлены 3 пилота, сменяющие друг друга за рулём на протяжении гонки. Принцип формирования команд свободный: они могут состоять из профессионалов или любителей, представлять подразделения автопроизводителей или спонсоров. Первоначально участие принимали серийные автомобили, в дальнейшем их стали заменять спортивные прототипы (на 2022 соревнующиеся в 4 классах – LMP1, LMP2, LMGTE Pro и LMGTE Am).
С 1953 по 1992 гг. (с перерывами в 1956, 1976–1979 и 1989–1990) гонка являлась этапом чемпионата мира среди спортивных автомобилей (спорткаров), в 2011 г. была частью Межконтинентального кубка Ле-Мана, с 2012 г. – Мирового чемпионата по автогонкам на выносливость Международной автомобильной федерации. Наибольшее число побед среди фирм-производителей у «Порше» (ФРГ) – 19 (в период с 1970 по 2017). Немецкая «Ауди» первенствовала 13 раз (с 2000 по 2014), итальянская «Феррари» имеет в активе 9 побед (в период с 1949 по 1965).
Индивидуальным рекордом владеет датчанин Т. Кристенсен, 9 раз выигрывавший гонку (с 1997 по 2013). За ним с 6 победами (1969–1982) следует Ж. Икс (Бельгия). Автогонка в Ле-Мане послужила прообразом для многих известных 24-часовых гонок на выносливость на автодромах – «Дейтона» (США), «Нюрбургринг» (Германия), «Спа-Франкоршам» (Бельгия) и др. На её основе появились континентальные серии «24 часа Ле-Мана»: азиатская, американская и европейская. Существуют разновидности гонки «24 часа Ле-Мана» для мотоциклов, грузовых автомобилей, картов. Нашла своё отражение в культуре, в частности в знаменитой кинокартине «Мужчина и женщина» («Un Homme et une Femme»; Франция, 1966), а также в художественных фильмах «Ле-Ман» («Le Mans»; США, 1971), «Мишель Вальян: жажда скорости» («Michel Vaillant»; Франция, 2003), «Ford против Ferrari» («Ford v Ferrari»; США, 2019).
Победители гонки «24 часа Ле-Мана» в общем зачёте среди автомобилей
Год | Команда | Автомобиль | Состав |
1923 | «Шенар и Валькер» (Франция) | «Шенар и Валькер Спорт 3 Литр» | А. Лагаш / Р. Леонар (Франция) |
1924 | «Бентли» (Великобритания) | «Бентли 3 Литр Спорт» | Дж. Дафф (Канада) / Ф. Клемент (Великобритания) |
1925 | «Лоррен Дитрих» (Франция) | «Лоррен-Дитрих B3–6» | Ж. де Курсель / А. Россиньоль (Франция) |
1926 | «Лоррен Дитрих» (Франция) | «Лоррен-Дитрих B3–6» | Р. Блок / А. Россиньоль (Франция) |
1927 | «Бентли Моторс Лтд» (Великобритания) | «Бентли 3 Литр Супер Спорт» | Д. Бенджафилд / С. Дэвис (Великобритания) |
1928 | «Бентли Моторс Лтд» (Великобритания) | «Бентли 41/2 Литр» | В. Барнато / Б. Рубин (Великобритания) |
1929 | «Бентли Моторс Лтд» (Великобритания) | «Бентли Спид Сикс» | В. Барнато / Г. Кидстон (Великобритания) |
1930 | «Бентли Моторс Лтд» (Великобритания) | «Бентли Спид Сикс» | В. Барнато / Г. Кидстон (Великобритания) |
1931 | «Эрл Хау» (Великобритания) | «Альфа-Ромео 8С 2300» | Э. Хау / Г. Биркин (Великобритания) |
1932 | «Раймон Соммер» (Франция) | «Альфа-Ромео 8С 2300» | Р. Соммер (Франция) / Л. Кинетти (Италия) |
1933 | «Раймон Соммер» (Франция) | «Альфа-Ромео 8С 2300» | Р. Соммер (Франция) / Т. Нуволари (Италия) |
1934 | «Луиджи Кинетти / Филипп Этанселен» (Италия) | «Альфа-Ромео 8С 2300» | Л. Кинетти (Италия) / Ф. Этанселен (Франция) |
1935 | «Артур У. Фокс» (Великобритания) | «Лагонда М45R Рапид» | Дж. Хайндмарш / Л. Фонтес (Великобритания) |
1936 |
| Гонка отменена |
|
1937 | «Роже Лабрик» (Франция) | «Бугатти Тайп 57G Танк» | Ж.-П. Вимиль / Р. Бенуа (Франция) |
1938 | «Эжен Шабу / Жан Тремуле» (Франция) | «Делаэ 135CS» | Э. Шабу / Ж. Тремуле (Франция) |
1939 | «Жан-Пьер Вимиль» (Франция) | «Бугатти Тайп 57S Танк» | Ж.-П. Вимиль / П. Вейрон (Франция) |
1940–1948 |
| Гонка не проводилась | |
1949 | «Лорд Селсдон» (Великобритания) | «Феррари 116MM» | Л. Кинетти (Италия, США) / П. Митчелл-Томсон (Великобритания) |
1950 | «Луи Розье» (Франция) | «Тальбо-Лаго Т26 Гранд Спорт» | Л. Розье / Ж.-Л. Розье (Франция) |
1951 | «Питер Уокер» (Великобритания) | «Ягуар XK-120C» | П. Уокер / П. Уайтхед (Великобритания) |
1952 | «Даймлер-Бенц А. Г.» (ФРГ) | «Мерседес-Бенц 300SL» | Г. Ланг / Ф. Рисс (ФРГ) |
1953 | «Ягуар Карс Лтд» (Великобритания) | «Ягуар Си-Тайп» | Т. Ролт / Д. Хамилтон (Великобритания) |
1954 | «Скудерия Феррари» (Италия) | «Феррари 375 Плюс» | Х. Ф. Гонсалес (Аргентина) / М. Трентиньян (Франция) |
1955 | «Ягуар Карс Лтд» (Великобритания) | «Ягуар Ди-Тайп» | М. Хоторн / А. Бьюб (Великобритания) |
1956 | «Экюри Экосс» (Великобритания) | «Ягуар Ди-Тайп» | Р. Флокхарт / Н. Сандерсон (Великобритания) |
1957 | «Экюри Экосс» (Великобритания) | «Ягуар Ди-Тайп» | Р. Флокхарт / А. Бьюб (Великобритания) |
1958 | «Скудерия Феррари» (Италия) | «Феррари 250 TR58» | О. Жандебьен (Бельгия) / Ф. Хилл (США) |
1959 | «Дэвид Браун» (Великобритания) | «Астон Мартин DBR1» | К. Шелби (США) / Р. Сальвадори (Великобритания) |
1960 | «Скудерия Феррари» (Италия) | «Феррари 250 TR59/60» | О. Жандебьен / П. Фрер (Бельгия) |
1961 | «Скудерия Феррари» (Италия) | «Феррари 250 TRI/61» | О. Жандебьен (Бельгия) / Ф. Хилл (США) |
1962 | «СпА Феррари СЕФАК» (Италия) | «Феррари 330 TRI / LM Спайдер» | О. Жандебьен (Бельгия) / Ф. Хилл (США) |
1963 | «СпА Феррари СЕФАК» (Италия) | «Феррари 250 P» | Л. Скарфиотти / Л. Бандини (Италия) |
1964 | «CпА Феррари СЕФАК» (Италия) | «Феррари 275 P» | Ж. Гише (Франция) / Н. Ваккарелла (Италия) |
1965 | «Норт Американ Рейсинг Тим» (США) | «Феррари 250 LM» | Й. Риндт (Австрия) / М. Грегори (США) |
1966 | «Шелби Американ Инк» (США) | «Форд GT40 Mk. II» | Б. Макларен / К. Эймон (Новая Зеландия) |
1967 | «Шелби Американ Инк» (США) | «Форд GT40 Mk. IV» | Д. Герни / Э. Дж. Фойт (США) |
1968 | «Дж. У. Аутомотив Инжиниринг» (Великобритания) | «Форд GT40 Mk. I» | П. Родригес (Мексика) / Л. Бьянки (Франция) |
1969 | «Дж. У. Аутомотив Инжиниринг» (Великобритания) | «Форд GT40 Mk. I» | Ж. Икс (Бельгия) / Дж. Оливер (Великобритания) |
1970 | «Порше КГ Зальцбург» (Австрия) | «Порше 917К» | Х. Херрман (ФРГ) / Р. Эттвуд (Великобритания) |
1971 | «Мартини Рейсинг Тим» (ФРГ) | «Порше 917К» | Х. Марко (Австрия) / Г. ван Леннеп (Нидерланды) |
1972 | «Матра Симка Шелл» (Франция) | «Матра Симка MS670» | А. Пескароло (Франция) / Г. Хилл (Великобритания) |
1973 | «Матра Симка Шелл» (Франция) | «Матра Симка MS670B» | А. Пескароло / Ж. Ларрусс (Франция) |
1974 | «Житан» (Франция) | «Матра Симка MS670С» | А. Пескароло / Ж. Ларрусс (Франция) |
1975 | «Галф Рисёрч Рейсинг Ко» (Великобритания) | «Мираж GR8 – Форд-Косуорт» | Ж. Икс (Бельгия) / Д. Белл (Великобритания) |
1976 | «Мартини Рейсинг Порше Систем» (ФРГ) | «Порше 936» | Ж. Икс (Бельгия) / Г. ван Леннеп (Нидерланды) |
1977 | «Мартини Рейсинг Порше Систем» (ФРГ) | «Порше 936» | Ж. Икс (Бельгия) / Х. Хейвуд (США) / Ю. Барт (ФРГ) |
1978 | «Рено Спорт» (Франция) | «Рено Альпин А442B» | Ж.-П. Жоссо / Д. Пирони (Франция) |
1979 | «Порше Кремер Рейсинг» (ФРГ) | «Порше 935 К3» | К. Людвиг (ФРГ) / Б. Уиттингтон (США) / Д. Уиттингтон (США) |
1980 | «Жан Рондо» (Франция) | «Рондо M379B – Форд-Косуорт» | Ж. Рондо / Ж.-П. Жоссо (Франция) |
1981 | «Порше Систем» (Франция) | «Порше 936» | Ж. Икс (Бельгия) / Д. Белл (Великобритания) |
1982 | «Ротманс Порше Систем» (ФРГ) | «Порше 956» | Ж. Икс (Бельгия) / Д. Белл (Великобритания) |
1983 | «Ротманс Порше» (ФРГ) | «Порше 956» | В. Шуппан (Австрия) / Э. Холберт (США) / Х. Хейвуд (США) |
1984 | «Ньюменджойст» (ФРГ) | «Порше 956» | К. Людвиг (ФРГ) / А. Пескароло (Франция) |
1985 | «Ньюменджойст» (ФРГ) | «Порше 956» | К. Людвиг (ФРГ) / П. Барилла (Италия) / Дж. Уинтер (ФРГ) |
1986 | «Ротманс Порше АГ» (ФРГ) | «Порше 962С» | Д. Белл (Великобритания) / Х.-Й. Штук (ФРГ) / Э. Холберт (США) |
1987 | «Ротманс Порше АГ» (ФРГ) | «Порше 962С» | Д. Белл (Великобритания) / Х.-Й. Штук (ФРГ) / Э. Холберт (США) |
1988 | «Силк Кат Ягуар» (Великобритания) | «Ягуар XJR-9LM» | Я. Ламмерс (Нидерланды) / Дж. Дамфрис (Великобритания) / Э. Уоллас (Великобритания) |
1989 | «Тим Заубер Мерседес» (ФРГ) | «Заубер С9 – Мерседес-Бенц» | Й. Масс (ФРГ) / М. Ройтер (ФРГ) / С. Диккенс (Швеция) |
1990 | «Силк Кат Ягуар» (Великобритания) | «Ягуар XJR-12» | Дж. Нильсен (Дания) / П. Кобб (США) / М. Брандл (Великобритания) |
1991 | «Маздаспид Ко Лтд» (Япония) | «Мазда 787B» | Ф. Вайдлер (Германия) / Дж. Херберт (Великобритания) / Б. Гашо (Франция) |
1992 | «Пежо Тальбо Спорт» (Франция) | «Пежо 905 Эво 1B» | Д. Уорик (Великобритания) / Я. Дальма (Франция) / М. Бланделл (Великобритания) |
1993 | «Пежо Тальбо Спорт» (Франция) | «Пежо 905 Эво 1B» | Дж. Бребем (Австралия) / К. Бушю (Франция) / Э. Элари (Франция) |
1994 | «Ле-Ман Порше Тим» (Франция) | «Дауэр 962 Ле-Ман» | Я. Дальма (Франция) / Х. Хейвуд (США) / М. Бальди (Италия) |
1995 | «Кокусай Кайхацу Рейсинг» (Великобритания) | «Макларен Ф1 GTR» | Я. Дальма (Франция) / Ю. Ярвилехто (Финляндия) / Сэкия Масанори (Япония) |
1996 | «Йост Рейсинг» (Германия) | «ТВР Порше WSC-95» | М. Ройтер (Германия) / Д. Джонс (США) / А. Вурц (Австрия) |
1997 | «Йост Рейсинг» (Германия) | «ТВР Порше WSC-95» | М. Альборето (Италия) / С. Юханссон (Швеция) / Т. Кристенсен (Дания) |
1998 | «Порше АГ» (Франция) | «Порше 911 GT1-98» | Л. Айелло (Франция) / А. Макниш (Великобритания) / С. Ортелли (Франция) |
1999 | «Тим БМВ Мотоспорт» (Германия) | «БМВ В12 LMR» | П. Мартини (Италия) / Я. Дальма (Франция) / Й. Винкельхок (Германия) |
2000 | «Ауди Спорт Тим Йост» (Германия) | «Ауди R8» | Ф. Била (Германия) / Т. Кристенсен (Дания) / Э. Пирро (Италия) |
2001 | «Ауди Спорт Тим Йост» (Германия) | «Ауди R8» | Ф. Била (Германия) / Т. Кристенсен (Дания) / Э. Пирро (Италия) |
2002 | «Ауди Спорт Тим Йост» (Германия) | «Ауди R8» | Ф. Била (Германия) / Т. Кристенсен (Дания) / Э. Пирро (Италия) |
2003 | «Тим Бентли» (Великобритания) | «Бентли Спид 8» | Т. Кристенсен (Дания) / Р. Капелло (Италия) / Г. Смит (Великобритания) |
2004 | «Ауди Спорт Джапан Тим Го» (Япония) | «Ауди R8» | Ара Сэйдзи (Япония) / Т. Кристенсен (Дания) / Р. Капелло (Италия) |
2005 | «АДТ Чэмпион Рейсинг» (США) | «Ауди R8» | Ю. Ярвилехто (Финляндия) / М. Вернер (Германия) / Т. Кристенсен (Дания) |
2006 | «Ауди Спорт Тим Йост» (Германия) | «Ауди R10 TDI» | Ф. Била (Германия) / Э. Пирро (Италия) / М. Вернер (Германия) |
2007 | «Ауди Спорт Норт Америка» (США) | «Ауди R10 TDI» | Ф. Била (Германия) / Э. Пирро (Италия) / М. Вернер (Германия) |
2008 | «Ауди Спорт Норт Америка» (США) | «Ауди R10 TDI» | Т. Кристенсен (Дания) / А. Макниш (Великобритания) / Р. Капелло (Италия) |
2009 | «Пежо Спорт Тоталь» (Франция) | «Пежо 908 HDi FAP» | Д. Брэбем (Австралия) / М. Жене (Испания) / А. Вурц (Австрия) |
2010 | «Астон Мартин Рейсинг» (Великобритания) | «Ауди R15 TDI плюс» | М. Роккенфеллер (Германия) / Т. Бернхард (Германия) / Р. Дюма (Франция) |
2011 | «Ауди Спорт Тим Йост» (Германия) | «Ауди R18 TDI» | М. Фесслер (Швейцария) / А. Лоттерер (Германия) / Б. Трелюйе (Франция) |
2012 | «Ауди Спорт Тим Йост» (Германия) | «Ауди R18 э-трон кваттро» | М. Фесслер (Швейцария) / А. Лоттерер (Германия) / Б. Трелюйе (Франция) |
2013 | «Ауди Спорт Тим Йост» (Германия) | «Ауди R18 э-трон кваттро» | А. Макниш (Великобритания) / Т. Кристенсен (Дания) / Л. Дюваль (Франция) |
2014 | «Ауди Спорт Тим Йост» (Германия) | «Ауди R18 э-трон кваттро» | М. Фесслер (Швейцария) / А. Лоттерер (Германия) / Б. Трелюйе (Франция) |
2015 | «Порше Тим» (Германия) | «Порше 919 Гибрид» | Н. Хюлькенберг (Германия) / Э. Бамбер (Новая Зеландия) / Н. Тэнди (Великобритания) |
2016 | «Порше Тим» (Германия) | «Порше 919 Гибрид» | Р. Дюма (Франция) / Н. Яни (Швейцария) / М. Либ (Германия) |
2017 | «Порше ЛМП Тим» (Германия) | «Порше 919 Гибрид» | Б. Хартли (Новая Зеландия) / Э. Бамбер (Новая Зеландия) / Т. Бернхард (Германия) |
2018 | «Тойота Гадзу Рейсинг» (Япония) | «Тойота TS050 Гибрид» | С. Буэми (Швейцария) / Ф. Алонсо (Испания) / Накадзима Кадзуки (Япония) |
2019 | «Тойота Гадзу Рейсинг» (Япония) | «Тойота TS050 Гибрид» | С. Буэми (Швейцария) / Ф. Алонсо (Испания) / Накадзима Кадзуки (Япония) |
2020 | «Тойота Гадзу Рейсинг» (Япония) | «Тойота TS050 Гибрид» | С. Буэми (Швейцария) / Б. Хартли (Новая Зеландия) / Накадзима Кадзуки (Япония) |
2021 | «Тойота Гадзу Рейсинг» (Япония) | «Тойота GR010 Гибрид» | М. Конвей (Великобритания) / Кобаяси Камуи (Япония) / Х. М. Лопес (Аргентина) |
2022 | «Тойота Гадзу Рейсинг» (Япония) | «Тойота GR010 Гибрид» | С. Буэми (Швейцария) / Б. Хартли (Новая Зеландия) / Хиракава Рё (Япония) |