Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГОВОРЯ́ЩИЕ ПТИ́ЦЫ

  • рубрика

    Рубрика: Биология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 7. Москва, 2007, стр. 285

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. В. Иваницкий

ГОВОРЯ́ЩИЕ ПТИ́ЦЫ, пти­цы, спо­соб­ные при со­дер­жа­нии в не­во­ле за­по­ми­нать и про­из­но­сить отд. сло­ва и це­лые пред­ло­же­ния че­ло­ве­че­ской ре­чи. Из­вест­ны го­во­ря­щие во­ро­ны, сой­ки, сквор­цы, май­ны и ка­на­рей­ки. Наи­бо­лее раз­ви­ты эти спо­соб­но­сти у по­пу­га­ев. Го­во­рить мо­гут, по край­ней ме­ре, 40 ви­дов по­пу­га­ев, в т. ч. ама­зо­ны, ара, ло­ри, ло­ри­ке­ты, ка­ка­ду, коль­ча­тые и вол­ни­стые по­пу­гай­чи­ки. Луч­шим «го­во­ру­ном» из­дав­на счи­та­ет­ся аф­ри­кан­ский се­рый по­пу­гай жа­ко. Эта пти­ца столь вир­ту­оз­но пе­ре­да­ёт тембр го­ло­са и ма­не­ру го­во­рить кон­крет­но­го че­ло­ве­ка, что её го­вор поч­ти не­воз­мож­но от­ли­чить от ори­ги­на­ла. Кро­ме то­го, жа­ко не про­сто за­учи­ва­ет мно­же­ст­во слов (до 600), но и очень кста­ти их про­из­но­сит. По­пу­гаи, как и все Г. п., го­во­рят «ос­мыс­лен­но» во­все не по­то­му, что по­ни­ма­ют зна­че­ние слов. Они со­от­но­сят сло­ва с кон­крет­ным пред­ме­том или яв­ле­ни­ем и точ­но ко­пи­ру­ют зву­ки, ко­то­рые в по­доб­ной си­туа­ции мно­го раз про­из­но­сил их вос­пи­та­тель. Напр., по­пу­гай лю­бую фра­зу все­гда про­из­но­сит с од­ной и той же ин­то­на­ци­ей, ни­ко­гда не из­ме­няя по­ряд­ка слов. При этом ме­ха­низм го­ло­со­об­ра­зо­ва­ния у по­пу­га­ев, как и у др. птиц, прин­ци­пи­аль­но от­ли­чен от ме­ха­низ­ма об­ра­зо­ва­ния ре­чи у че­ло­ве­ка или го­ло­са у др. мле­ко­пи­таю­щих. Пти­цы обу­ча­ют­ся го­во­рить толь­ко в ус­ло­ви­ях пол­ной изо­ля­ции от со­пле­мен­ни­ков и дос­ти­га­ют наи­луч­ших ре­зуль­та­тов в тех слу­ча­ях, ко­гда обу­че­ние на­чи­на­ет­ся смо­ло­ду и ве­дёт­ся в ус­ло­ви­ях тес­но­го эмо­цио­наль­но­го кон­так­та и жи­во­го об­ще­ния с вос­пи­та­те­лем. По­пу­гаи, ко­то­рым по­зво­ле­но сво­бод­но ле­тать по ком­на­там, учат­ся бы­ст­рее и го­во­рят го­раз­до луч­ше, чем со­дер­жа­щи­е­ся в клет­ках. Пти­цы за­по­ми­на­ют и за­пи­сан­ные на маг­ни­то­фон сло­ва и фра­зы, но «тех­ни­че­ское» обу­че­ние ме­нее эф­фек­тив­но, чем жи­вое об­ще­ние. Луч­ше все­го пти­цы за­по­ми­на­ют про­из­но­си­мые с чув­ст­вом сло­ва и фра­зы – имен­но по­это­му им осо­бен­но уда­ют­ся разл. при­вет­ст­вия, вос­кли­ца­ния и ру­га­тель­ст­ва. По­пу­га­ев мож­но так­же на­учить иден­ти­фи­ци­ро­вать де­сят­ки объ­ек­тов и опе­ри­ро­вать по­ня­тия­ми о цве­те, фор­ме и ко­ли­че­ст­ве пред­ме­тов на уров­не 3–4-лет­не­го ре­бён­ка.

Вернуться к началу